Официальный сайт администрации Советского района Гомеля и редакции газеты «Советский район» - 246027, Гомель, проспект Речицкий, 6, тел./факс 51 25 52, mail@sovadmin.gov.by
Самое читаемое

Штамп-часы и китель гендиректора: «Гомельоблавтотранс» открывает музейную комнату предприятия

«Гомельоблавтотранс» готовится к открытию музейной комнаты предприятия. Сбор будущих экспонатов был объявлен ещё в прошлом году. Корреспонденты «Белки» посмотрели, что удалось отыскать в закромах автомобилистов.

Крупнейшее транспортное объединение региона было создано 1 июня 1944 года. Восстановление разрушенных заводов и жилья началось сразу же, а это потребовало перемещения огромного количества грузов, специалистов и простых граждан. Артефактов того времени не сохранилось. О становлении предприятия можно судить по воспоминаниям ветеранов и публикациям в периодике, которые удалось разыскать в фондах областной библиотеки.

Первые материальные свидетельства, попавшие в музей «Гомельоблавтотранса», датируются уже брежневской эпохой. Например, средства оповещения пассажиров, работников автовокзалов и станций о времени прибытия и отправления автобусов. Сегодня это делается с помощью систем автоинформации, светодиодных дисплеев и прочих чудес техники, а в 60-70-е прошлого века диспетчер брал в руки микрофон, и его чётко поставленный голос разносился под сводами вокзальных залов с помощью рупора-колокола, вторым предназначением которого было также оповещение граждан о возможной угрозе. На всех автомобильных вокзалах такие предметы появились в конце 60-х и провисели довольно долго, благодаря чему и сохранились для музея. Впрочем, конкретный экземпляр был предоставлен грузовым автопредприятием №26. Он применялся не столь интенсивно, поэтому выглядит как новый.

Отлично сохранились и вокзальные часы «Стрела», которые раньше висели на каждой автостанции Советского Союза. Они и сейчас встречаются в небольших залах ожидания, которые ещё не пережили полную реконструкцию. В некоторых случаях показывают время точнее, нежели сменившие их электронные хронометры. Выпуск их прекратился с распадом СССР, но найти работающие по назначению экземпляры сегодня ещё можно.

В повседневной работе диспетчеры использовали штамп-часы. Увесистый экземпляр, работающий от электросети, в музей передали из автобусного парка №1. Подобные механизмы можно встретить и сегодня, правда, они полегче и эргономичнее. Железный же штампователь из музейной экспозиции родом из конца 1960-х.

Не менее тяжеловесным выглядит и арифмометр «Феликс». Этот механический калькулятор весит 3,5 кг. Был незаменимым элементом рабочего пространства диспетчеров, билетных кассиров и других «сидячих» работников автотранспортной отрасли. Машинка интересна хотя бы тем, что в неизменном виде выпускалась советской промышленностью с 1929 по 1978 годы. В музей попал один из последних экземпляров – 1974 года выпуска. Имеется тут и другая оргтехника: первые калькуляторы и клавиатуры от первых же советских ЭВМ, кассовые аппараты для продажи билетов.

Главным же атрибутом диспетчера была сборная панель, объединяющая группу приборов для связи с другими подразделениями предприятия или вокзалов и подачи запрограммированных заранее сигналов одним нажатием кнопки. Такая отыскалась в Мозыре, где уже давно перешли на более совершенные системы управления движением.

Свидетельством огромного вклада транспортников в ликвидацию последствий аварии на Чернобыльской атомной станции служит сохранившийся рентгенометр. На транспорте областного управления эвакуировали население из наиболее пострадавших населённых пунктов. Хойники, Брагин, Ветка, Мозырь, Калинковичи долгое время только на это и работали. У каждого водителя был чемоданчик с рентгенометром, который использовался для обследования людей, продуктов питания, питьевой воды. Прибор в полной комплектности принесли в музей из автобусного парка №6, работники которого отыскали его на своём производственном участке в Ветке. Там он бережно хранился все эти годы в знак уважения к подвигу ликвидаторов.

Людям при создании экспозиции вообще уделили много внимания. Они есть на архивных фотографиях, имена прописаны в свидетельствах о награждении знаками отличия и почётными грамотами. Богатейший архив Почётного транспортника кавалера ордена Знак Почёта Александра Счесновича передала музею его дочь. Парадный китель генерального директора с 1987 по 2003 годы займёт место в центре зала. Здесь же разместят форменное обмундирование первой женщины – директора автопредприятия в Гомельской области Лилии Рылушкиной. Своим немалым архивом поделился бывший руководитель автобусного парка №1 Владимир Ходаковский.

Сегодня во временном запаснике накопилось достаточно предметов для создания полноценной экспозиции, рассказывающей о работе крупнейшего регионального перевозчика. Есть даже катушки с билетами разных лет. По ним можно проследить галопирующий рост цен на проезд в разные годы нестабильности в экономике. Когда печатать новые билеты каждые несколько месяцев надоело, строчку со стоимостью заменили на надписи «полный» и «льготный». Нельзя сказать, что тарифная политика стала совсем стабильной, но сегодня скачки цен происходят реже.

Специалист по созданию музейной экспозиции Роман Гончар уверяет, что экскурсии будут проводиться не только для молодых специалистов, но и для всех транспортников, деловых партнёров перевозчика, других организованных групп, в которые могут войти, например, курсанты автошкол и просто школьники, планирующие связать жизнь с автомобильным транспортом.

Сейчас главное открыть музей, а потом можно будет подумать и о расширении его деятельности. Поле для мозгового штурма на эту тему неплохое. Можно, например, проводить обзорные экскурсии по производственным участкам, расположенным в красивейших местах Полесья. Для любителей комфорта – на современном транспорте, для поклонников ретро – хоть на том же «Икарусе», что сохранили в автопарке №1.

Музейная комната расположена на первом этаже «Гомельоблавтотранса» на Речицком проспекте, 7а. Официальное открытие запланировано в середине июля.

Автор: Евгений Захаров. Фото: Мария Амелина

Похожие записи

Советский район развивается стабильно, немногочисленных аутсайдеров поддержат

sovadmin

Валентина Середа: «В работе руководствуюсь принципом «делай, как я»

sovadmin

В Гомеле «нарисовали» портрет закладчика спайса

sovadmin