Владимир Токаревский, Иван Коваленко, Сергей Кузнецов.
В музей Гомельского отделения Белорусской железной дороги передали материалы дела о геноциде белорусского народа. Документы войдут в состав экспозиции, посвящённой периоду оккупации Гомельщины фашистскими захватчиками.
Уголовное дело по фактам совершения нацистскими преступниками и их пособниками зверств на белорусской территории было начато Генеральной прокуратурой в апреле прошлого года. Оно не окончено, так как продолжают поступать всё новые свидетельства. Только на Гомельщине за время работы было установлено пять ранее неизвестных массовых захоронений жертв фашизма.
Работают над делом прокуратуры всех районов страны. Транспортная прокуратура исследует доказательства преступлений в отношении людей на объектах железнодорожного транспорта.
На днях заместитель Гомельского транспортного прокурора Владимир Токаревский передал директору ДК железнодорожников Ивану Коваленко на хранение часть дела, которое ведёт лично. Это 140 листов, которые содержат протоколы допросов свидетелей, акты чрезвычайной комиссии по расследованию военных преступлений, датированные 1944 годом, современные свидетельства родственников погибших.
— Удалось задокументировать детали издевательств над рабочими Гомельского паровозовагоноремонтного завода, которые работали по 12-14 часов в сутки без оплаты и фактически без еды. Они в числе других гомельчан стали жертвами массовых расправ, при которых людей на краю противотанкового рва оглушали тяжёлыми предметами, добивали и сталкивали вниз. Таких захоронений под Гомелем множество. Конвейер смерти работал вплоть до освобождения Гомеля. Жертвы доставлялись к месту казни на грузовиках, по 10-15 машин в неделю. Для сокрытия следов преступления землю разровняли, вспахали и засеяли рожью, однако сразу после освобождения Гомеля советские следователи установили истину.
Восстановлена картина ареста по надуманным причинам братьев Башлаковых из Грабовки, памятник которым установлен в полосе отвода железной дороги у реки, где они нашли свою смерть. Мужчины в течение недели содержались в нечеловеческих условиях, подвергались истязаниям. После их убийства тела для устрашения местного населения не разрешали хоронить в течение полутора лет, — привёл примеры собранных материалов Владимир Токаревский.
В материалах дела систематизированы данные обо всех памятных знаках военной поры, находящихся на объектах железнодорожной инфраструктуры. Их более пятидесяти. Все в этом году будут благоустроены.
— Проводится оценка текущего состояния памятников, их износа, после чего будет принято решение о ремонте. Они и сейчас не заброшены, железнодорожники заботятся о каждом. Но в Год исторической памяти подойдём к вопросу серьёзно, вплоть до полной замены обветшавших мемориалов. Эта работа ведётся на всей белорусской магистрали, — сообщил начальник сектора идеологии и социально-культурной работы Гомельского отделения БелЖД Сергей Кузнецов.