В канун 75-летия Победы в Курган Славы, который находится в Советском районе Гомеля, в очередной раз была внесена земля с мест кровопролитных боёв Великой Отечественной войны. Среди участников акции «Беларусь — земля славы ратной» наш корреспондент заметил майора милиции Артёма Серёгина — правнука Героя Советского Союза Василия Серёгина. На митинге потомок легендарного советского лётчика оказался неслучайно — в этот раз к подножию Кургана упали горсти земли из Гродненской области, где в своё время покрыл себя неувядаемой славой знаменитый авиаполк «Нормандия-Нёман», укомплектованный французскими лётчиками-антифашистами.
Авиаполк «Нормандия-Нёман» был единственной воинской частью другой страны, воевавшей на территории СССР в годы Великой Отечественной. Англичане и американцы отправляли в Советский Союз лишь технику, продовольствие, горючее. Оккупированная Франция ничего этого дать не могла. В 1942 году генерал Шарль де Голль предложил советскому руководству помощь в виде эскадрильи французских лётчиков. Сталин предложение принял.
Французы сами выбрали модель самолёта для сражений. Среди вариантов были английские «Харрикейны», американские «Эйркобры», советские Ла-5 и Як-1. Пилоты остановили свой выбор на истребителях конструкции Яковлева. Овладеть их управлением иностранным коллегам помогали советские лётчики, они же делились боевым опытом, вылетали с ними на задания.
Василий Серёгин.
В 1944 году за проявленное мужество при форсировании реки Нёман полку «Нормандия» было присвоено почётное наименование «Нёманский», с тех пор он официально вошёл в историю как «Нормандия-Нёман».
Одним из любимых и авторитетных лётчиков-инструкторов у французов был Василий Серёгин.
— Таких профессионалов, как прадед, в 1-й воздушной армии 3-го Белорусского фронта было немало. Но вот без остатка передавать свой опыт другим, особенно иностранцам, мог далеко не каждый. Кстати, я думаю, именно этот фактор стал решающим, когда командование ВВС в 1951 году отбирало лётчиков для противостояния американцам в небе Кореи. Нужны были не только те, кто имел боевой опыт, но и кто мог научить одерживать победы в воздушных боях корейских товарищей, — поделился мыслями Артём Серёгин.
А ещё прадед великолепно играл на аккордеоне, благодаря чему всегда был душой любой компании. Неслучайно французы даже дали ему позывной «капитан Татьяна». По названию песни, которую Василий Георгиевич любил исполнять в перерывах между боевыми вылетами. Этот позывной стал его настоящим вторым именем. Во всяком случае, в 1961 году, когда в Париже прославленному лётчику вручали диплом почётного гражданина французской столицы, даже на официальных приёмах на его месте стояла табличка с надписью «капитан Татьяна».
Эдуард Серёгин с родителями.
Дед Артёма Серёгина, Валерий Васильевич, также выбрал своей судьбой службу Родине. Правда, в органах внутренних дел. В числе первых сотрудников Гомельского областного УВД ему довелось принимать участие в ликвидации последствий аварии на ЧАЭС. Его сын Эдуард, отец Артёма, пошёл по стопам отца: охранял общественный порядок в составе роты специального назначения отдельного батальона патрульно-постовой службы милиции. В 1993 году он погиб, преследуя наёмного убийцу из Москвы.
— Часто думаю о том, как повёл бы себя я, окажись на месте отца, — рассуждает Артём Серёгин. — Можно было поступить по-другому? Наверное. Например, застрелить преступника во время погони на улице Победы. Уж что-что, а бойцы спецназа стрелять умеют. Но отец не стрелял, потому что понимал — могут пострадать ни в чём не повинные и ничего не подозревавшие люди. Потому и преследовал киллера, не открывая ответного огня. Чем убийца и воспользовался, выстрелив в милиционера из-за угла.
Курган Славы в Советском районе Гомеля.
Смерть отца повлияла и на выбор жизненного пути самим Артёмом. С детства, признаётся майор милиции, он хотел стать военным. Даже суворовское училище окончил. Но потом решил продолжить дело своего деда и отца и стал солдатом правопорядка. Службу проходит в инспекции по делам несовершеннолетних Советского РОВД Гомеля, напрямую занимается воспитанием подрастающего поколения.