Митинг-реквием «Колокола памяти», посвященный 78-й годовщине освобождения узников Озаричского лагеря смерти, прошел в Калинковичском районе, передает официальный телеграм-канал Гомельского облисполкома.
19 марта 1944 года красноармейцы 65-й армии под командованием генерала армии П.Батова, входившей в состав 1-го Белорусского фронта, освободили узников Озаричского лагеря смерти — 33480 человек, среди них 15960 детей.
Озаричский лагерь смерти немцы создали в самом конце войны, когда для более эффективной обороны им надо было избавиться от местного ослабшего населения — стариков, детей, женщин. Ни кормить, ни хоть как-то использовать их труд уже никто не собирался.
Немцы отправляли их в лагерь лишь для того, чтобы не мешали. Это была просто ограждённая на болотистой местности территория. Узники спали на снегу или голой земле.
Выжить в тех условиях было огромным мужеством. Лагерь в Озаричах просуществовал около десяти дней. Но собрал свою кровавую жатву полной мерой — около 20 тысяч человеческих жизней.
По разным оценкам, в комплексе лагерей, которые образовывали Озаричский лагерь смерти, было согнано около 50 тысяч человек. Большинство выживших заразились брюшным тифом.
Из воспоминаний бывшего узника Петра Бедрицкого:
«Это был комплекс концентрационных лагерей в нынешнем Калинковичском районе. Один лагерь находился около местечка Дерть, второй — у деревни Подосинник, третий — непосредственно у Озаричей. Именно на территорию последнего к 12 марта солдаты 35-й пехотной дивизии и командования СС согнали десятки тысяч человек.
Лагерь представлял собой огороженное колючей проволокой болото. Никаких зданий и помещений, кроме караульного, там не было. Как-то привезли хлеб — люди подумали, что белый, бросились, стали за него драться. А он рассыпался в руках, потому что был из опилок. Люди не выдерживали — погибали. Трупы были повсюду».
Шок испытали даже военные
С 19 по 24 марта советские солдаты разминировали территорию, выводили, вывозили на повозках, выносили на носилках истощенных узников и тифозных больных. Военные, уже так много до этого повидавшие и испытавшие, тем не менее были настолько потрясены открывшейся им страшной картиной, что газета 65-й армии написала: «Тот не человек, кто это забудет!».
Военная прокуратура по горячим следам провела расследование преступлений и зафиксировала основные моменты. Эти выводы затем были использованы в заключении Чрезвычайной госкомиссии и озвучены на Нюрнбергском процессе.
«В этих лагерях не было крематориев и газовых камер. Но, по справедливости, они должны быть отнесены к числу самых жестоких концентрационных лагерей, созданных фашизмом в осуществление плана истребления народов», — прозвучало с трибуны Нюрнбергского процесса.
В Нюрнберге преступления, совершенные немцами в концлагере Озаричи, были отнесены к военным преступлениям.
Выступая на митинге-реквиеме, заместитель председателя облисполкома Владимир Привалов подчеркнул: «Ни на минуту нельзя забывать: нет оправдания нацизму. И мы должны бережно сохранять нашу историческую правду и чтить память во имя будущих поколений, во имя будущего нашей Беларуси».