«Дорогая редакция. Расскажите о подвиге гомельской подпольщицы Зинаиды Боровиковой, чей прах покоится у Вечного огня на площади Труда. В открытых источниках, увы, очень мало сведений о её жизни и боевом пути. С уважением, жители Лещинца».
Наблюдение наших читателей целиком разделяет опытный музейный работник Муза Огай, к которой мы обратились за консультацией. По словам Музы Николаевны, о деятельности гомельских подпольщиков в годы гитлеровской оккупации вообще осталось очень мало сведений. Отчасти потому, что подпольщики прекрасно владели искусством конспирации и делали всё возможное, чтобы не дать фашистским ищейкам ни малейшей зацепки. Тем более что в оккупационной администрации тоже работали профессионалы, которым на протяжении двух лет удалось выявить и ликвидировать несколько подпольных групп.
Именно такая участь постигла группу комсомольцев-подпольщиков, которую возглавлял Иван Железняков. В её состав входили в основном ученики 6-й железнодорожной школы. И хотя к началу войны Зинаида Боровикова уже окончила школу и была студенткой, она тоже присоединилась к группе.
Главной базой и местом сбора юных подпольщиков была квартира учителей Семеновских в посёлке Лещинец. Здесь хранились документы, медикаменты, взрывчатка. Здесь же разрабатывались планы диверсий против фашистских оккупантов, которые впоследствии осуществлялись мужской частью группы. У девушек, в том числе и у Зинаиды Боровиковой, были другие задачи. Используя радиоприёмник, который передал комсомольцам их учитель физики Иван Швадронов, они принимали сводки Совинформбюро, переписывали их от руки и затем, рискуя жизнью, расклеивали по городу. Именно из этих тетрадных листков, испещрённых аккуратным девичьим почерком, гомельчане узнавали об истинном положении дел на фронтах Великой Отечественной войны и переставали верить лживой геббельсовской пропаганде.
Однако в августе 1943 года подпольная группа Железнякова была раскрыта. Юные патриоты, в том числе и Зинаида Боровикова, стойко перенесли пытки и издевательства, которым подвергли их фашистские изверги. Так и не выдав никого из своих товарищей, они были казнены в октябре 1943 года за считанные дни до освобождения Гомеля от немецко-фашистских захватчиков.