Официальный сайт администрации Советского района Гомеля и редакции газеты «Советский район» - 246027, Гомель, проспект Речицкий, 6, тел./факс 51 25 52, mail@sovadmin.gov.by
Новости

35 лет назад для дошколят и их родителей распахнули свои двери ясли-сад №155

Яслям-саду №155 — 35 лет. За это время здесь сменилось всего два руководителя. Когда в 2005 году Татьяна Литвинова при­няла заведование у Татьяны Тарасюк, то удивилась, насколько сплочённым и дружным бывает коллектив. Большинство воспита­телей работают здесь с основания дошкольного учреждения. По слу­чаю круглой даты вспоминаем, как начиналась история «155-го», зна­комимся с его традициями и рассуждаем о профессии воспитателя.

«Помню пахнущие ремонтом помещения»

Воспитатель Елена Пимененкова попала в новый сад на Речицком проспекте по распределению в 1987 году. Вспоминает, как ещё пахнущие ремон­том помещения приходилось отмывать от побелки и цементной крошки, ино­гда задерживаясь после работы, чтобы первые малыши пришли в чистые и светлые группы. Отработав положен­ные два года, Елена Викторовна не стала уходить из сада и осталась вос­питателем в группе старшего возраста. Это единственная запись в её трудо­вой книжке.

— С первых дней работы стало понятно, что мне посчастливилось оказаться в замечательном коллек­тиве, среди талантливых, увлечён­ных и нравственно чистых людей. Это большая удача. Каждый день я трачу на дорогу час туда и час обратно, но мысль найти сад поближе к дому никогда не посещала.

Татьяна Цедилкина работает в группе раннего возраста, или — по-воспитательски — «на яслях». Пом­нит времена демографического бума, когда в группах было по 38 детей. Усле­дить за всеми было нелегко, но справ­лялись. Работоспособности Татьяны Павловны и сейчас позавидует любой молодой специалист.

— Всё это приятные хлопоты, если действительно любишь детей. Поло­вину своего пути я проработала со старшими ребятами, которых нужно готовить к школе. Благодарные роди­тели потом рассказывали, что их дети успевают лучше всех в классе. А потом перешла в ясли — там ведь тоже учатся, но по-другому. Младших заниматься не усадишь, поэтому всё познаём в игровой форме.

За 35 лет работы сада Анжелика Рыбченко успела побывать воспита­телем, руководителем физвоспита­ния и учителем-дефектологом и со всеми задачами справлялась одина­ково хорошо.

— Идеал гувернантки в англий­ской традиции — незамужняя жен­щина до 30 лет, не имеющая собствен­ных детей. Это был как раз мой слу­чай, когда я пришла работать в сад. Видимо, всё моё нерастраченное мате­ринство ушло детям. А ещё на качестве работы благотворно сказывается смена рода деятельности через каждые десять лет. Примерно столько я про­работала на каждой своей должности.

К отбору молодых специали­стов руководство учреждения подходит ответственно и вдум­чиво. Заведующая Татьяна Литвинова рассказывает, что срок обучения в педагогическом колледже теперь сокращён до трёх лет, и порой к ней приходят трудоустраиваться те, кто «сами ещё дети».

— Некоторых практикантов нужно будить на работу, другие приходят на собеседование с родителями. Распре­деляющимся к нам выпускницам едва успевает исполниться восемнадцать, поэтому и подрабатывать на послед­нем курсе получается далеко не у всех. Большие надежды возлагаем на педагогическую практику учащихся. Если видим, что девочка ответствен­ная, любит детей и хорошо с ними ладит, предлагаем остаться.

«Запеканку называем тёплым мороженым»

Анастасия Данилова работает в саду третий год и параллельно обучается на заочном отделении в педагогическом университете в Мозыре. Пока не попала в «155-й» на практику, не думала, что из всех направлений в педагогике её заинте­ресует именно дошкольное образова­ние. А когда оказалась в кругу детей и почувствовала, как заразительны их радость и непоседливость, поняла, что останется воспитателем и продол­жит образование в этой области.

— За год, который дети проводят у нас в яслях, они успевают многому научиться. Каждый день по два заня­тия: физкультура, музыка или две образовательные области. В конце года мы отчитываемся перед родите­лями, чему научились их дети в нашем саду. Видеть плоды работы важно — это эмоционально подпитывает, при­даёт сил и понимания, что всё не зря.

Утром Анастасия Петровна при­ходит пораньше, чтобы проветрить группу. Первые мамы с детьми появ­ляются к семи. Адаптация к яслям у всех протекает по-разному: некото­рые малыши особенно болезненно воспринимают расставание с родите­лями, даже на несколько часов. Тогда воспитателям приходится подключать свой опыт.

— Спрашиваем, легко ли просну­лись, какое настроение, что за погода на улице — так детям проще пересту­пить порог сада. В первый день они остаются у нас всего на два часа. Если всё в порядке, назавтра продлеваем на час — и так пока не привыкнут.

Перед завтраком воспитатели рас­сказывают малышам, какие вита­мины они получат из каши и ком­пота, а после обязательно хвалят за чистые тарелки. Затем начинаются занятия, потом — прогулка. На улице дети играют в подвижные игры и наблюдают за облаками, птицами, прохожими и машинами, а нагуляв­шись, сытно обедают и укладыва­ются в кровати. Пока малыши засы­пают, воспитатели читают им сказки. После пробуждения — полдник, и снова на улицу. Теперь наблюдать за природой ещё интереснее: куда скры­лось солнце? Почему вокруг потем­нело? И откуда взялась туча? Лучше всего окружающий мир и его законы познаются через сравнение.

— С маленькими детьми работать просто и интересно — они что видят, о том и говорят. Самое сложное здесь, в яслях — адаптация. Некоторые дети так и не успевают адаптироваться к началу занятий, потому что воспри­нимают пребывание здесь как нака­зание. Если им родитель говорит: «Будешь плохо себя вести, завтра в сад пойдёшь», разве захочет ребёнок сюда вернуться? Успешность адапта­ции зависит в первую очередь от гра­мотной работы родителей.

Часто дети приходят в ясли абсолютно неподготовленны­ми. На родительском собрании в начале года педагоги преду­преждают родителей о возмож­ных проблемах адаптацион­ного периода. Из них главная — питание.

Татьяна Цедилкина рассказывает, что культура питания в семьях за последнее время очень изменилась, а в садах осталась традиционной.

— Некоторые дети никогда не видели компота, супа, запеканки. Многие не пьют молоко. Что делать — забалтываем: «Коровка стара­лась, принесла молочко, чтобы у тебя были крепкие зубки. Как же его не выпить?». Запеканку называем тво­рожным мороженым, потому что детям любопытно — разве мороже­ное бывает тёплым? — и они согла­шаются его попробовать. Накормить ребёнка — это ведь наша обязанность.

«Детей знаем порой лучше, чем родители»

Проблемы иного порядка беспо­коят Анжелику Рыбченко. Сейчас она трудится учителем-дефектологом и ведёт группы детей с нарушениями зрения. Дефекты у малышей функциональные, то есть ухудшают зритель­ное восприятие и мешают ориентиро­ваться в пространстве. Самые распро­странённые диагнозы — косоглазие и амблиопия. В детском саду ­предусмо­трен кабинет медсестры-ортоптистки, которая наблюдает за течением забо­левания каждого ребёнка. Задача же учителя-дефектолога — корректиро­вать отклонения, помогать ему ори­ентироваться в быту. Когда дети пой­дут в школу, сделать это будет значи­тельно труднее.

— Кроме того, офтальмологи­ческие заболевания часто сопро­вождаются нарушениями речи, и с каждым годом таких детей только больше, — объясняет педагог. — Когда я проходила переподготовку на учителя-дефектолога, в Гомеле таких специалистов было пару сотен, а теперь — больше тысячи.

Поэтому спектр наших задач расширя­ется и включает в том числе развитие речетворческой деятельности у детей.

О своих подопечных Анжелика Валентиновна рассказывает с нежно­стью и любовью. За 35 лет работы ни разу не задумалась о том, чтобы уйти из детского сада, хотя отношение к воспитателям и педагогам в обществе успело измениться.

— Я несовременный человек, потому что воспитана пионерской и комсомольской организациями, и привитые ими ценности проношу сквозь года, в первую очередь, в своей работе. А работа эта ценится как будто всё меньше. От педагога только тре­буют — прислушиваться и сотруд­ничать теперь не принято. А ведь мы детей знаем порой лучше, чем роди­тели, потому что проводим с ними по 8-10 часов в день.

Вот, например, красноречивая тен­денция: ребёнку три года, он уже ходит на английский, а шнурки завя­зывать не умеет. Современная детская обувь почти вся на липучках и мол­ниях, потому что другую родители практически не покупают — нет вре­мени с детьми заниматься, во-первых, и лишняя возня по утрам, во-вторых. С колготками то же самое. А я веду кружок по мелкой моторике и вижу, что ребёнку сейчас нужнее игры и потешки, чем занятия по англий­скому. Мы ведь специалисты — знаем, что должны уметь дети в три года, в четыре, в пять, а здесь какой-то перевёртыш. Ведь как сказал Сухом­линский? Рука развивает мозг.

Подолгу беседовать с воспитате­лями не получается — близится время обеда, и вернувшиеся с прогулки дети их уже заждались. Прежде чем попро­щаться, педагоги просят обязательно упомянуть их коллег — ветеранов детского сада: Шучалину К.А., Поро­шину Н.В., Шаблинскую В.И., Баже­нову О.П., Коляду О.П., Прохоренко Т.И., Пискунову Р.С., Нищеву А.В., Шаповалову Т.Н., Нешитую Т.В., Ханеню Н.М., Поживилко Г.К., Кунделеву Л.И., Бондаренко И.Н., Громыко Н.В., Хихлухо Г.А., Еленич Л.В., Буренкову В.Я., стараниям кото­рых сад обязан своей доброй славой. Прежнюю администрацию в лице Тарасюк Т.Н. и Чирковой Т.Н. сотруд­ники благодарят за талантливое руко­водство, понимание и внимательное отношение к коллективу.

— Ещё хотим сказать спасибо шеф­ствующему над нами предприятию — производственному управлению «Гомельгаз». Ни одна просьба не оста­ётся без ответа. Директор Игорь Ана­тольевич Левинский всегда с понима­нием относится к нашим проблемам. Весной помогает с песком в песоч­ницы, осенью — с вывозом листвы и мусора. Оказывает помощь в про­ведении ремонтных работ водопро­водной и канализационной систем. Недавно шефы помогли нам в изго­товлении футбольных ворот для физкультурной площадки.

Светлана Соколова, фото Вячеслава Коломийца, «Советский район»

Похожие записи

В преддверии 8 Марта гомельчанок бесплатно проконсультируют нотариусы

sovadmin

Три новогодних вопроса к налоговой инспекции

sovadmin

Олимпиадники Советского района стали лучшими в регионе

sovadmin