Яслям-саду №155 — 35 лет. За это время здесь сменилось всего два руководителя. Когда в 2005 году Татьяна Литвинова приняла заведование у Татьяны Тарасюк, то удивилась, насколько сплочённым и дружным бывает коллектив. Большинство воспитателей работают здесь с основания дошкольного учреждения. По случаю круглой даты вспоминаем, как начиналась история «155-го», знакомимся с его традициями и рассуждаем о профессии воспитателя.
«Помню пахнущие ремонтом помещения»
Воспитатель Елена Пимененкова попала в новый сад на Речицком проспекте по распределению в 1987 году. Вспоминает, как ещё пахнущие ремонтом помещения приходилось отмывать от побелки и цементной крошки, иногда задерживаясь после работы, чтобы первые малыши пришли в чистые и светлые группы. Отработав положенные два года, Елена Викторовна не стала уходить из сада и осталась воспитателем в группе старшего возраста. Это единственная запись в её трудовой книжке.
— С первых дней работы стало понятно, что мне посчастливилось оказаться в замечательном коллективе, среди талантливых, увлечённых и нравственно чистых людей. Это большая удача. Каждый день я трачу на дорогу час туда и час обратно, но мысль найти сад поближе к дому никогда не посещала.
Татьяна Цедилкина работает в группе раннего возраста, или — по-воспитательски — «на яслях». Помнит времена демографического бума, когда в группах было по 38 детей. Уследить за всеми было нелегко, но справлялись. Работоспособности Татьяны Павловны и сейчас позавидует любой молодой специалист.
— Всё это приятные хлопоты, если действительно любишь детей. Половину своего пути я проработала со старшими ребятами, которых нужно готовить к школе. Благодарные родители потом рассказывали, что их дети успевают лучше всех в классе. А потом перешла в ясли — там ведь тоже учатся, но по-другому. Младших заниматься не усадишь, поэтому всё познаём в игровой форме.
За 35 лет работы сада Анжелика Рыбченко успела побывать воспитателем, руководителем физвоспитания и учителем-дефектологом и со всеми задачами справлялась одинаково хорошо.
— Идеал гувернантки в английской традиции — незамужняя женщина до 30 лет, не имеющая собственных детей. Это был как раз мой случай, когда я пришла работать в сад. Видимо, всё моё нерастраченное материнство ушло детям. А ещё на качестве работы благотворно сказывается смена рода деятельности через каждые десять лет. Примерно столько я проработала на каждой своей должности.
К отбору молодых специалистов руководство учреждения подходит ответственно и вдумчиво. Заведующая Татьяна Литвинова рассказывает, что срок обучения в педагогическом колледже теперь сокращён до трёх лет, и порой к ней приходят трудоустраиваться те, кто «сами ещё дети».
— Некоторых практикантов нужно будить на работу, другие приходят на собеседование с родителями. Распределяющимся к нам выпускницам едва успевает исполниться восемнадцать, поэтому и подрабатывать на последнем курсе получается далеко не у всех. Большие надежды возлагаем на педагогическую практику учащихся. Если видим, что девочка ответственная, любит детей и хорошо с ними ладит, предлагаем остаться.
«Запеканку называем тёплым мороженым»
Анастасия Данилова работает в саду третий год и параллельно обучается на заочном отделении в педагогическом университете в Мозыре. Пока не попала в «155-й» на практику, не думала, что из всех направлений в педагогике её заинтересует именно дошкольное образование. А когда оказалась в кругу детей и почувствовала, как заразительны их радость и непоседливость, поняла, что останется воспитателем и продолжит образование в этой области.
— За год, который дети проводят у нас в яслях, они успевают многому научиться. Каждый день по два занятия: физкультура, музыка или две образовательные области. В конце года мы отчитываемся перед родителями, чему научились их дети в нашем саду. Видеть плоды работы важно — это эмоционально подпитывает, придаёт сил и понимания, что всё не зря.
Утром Анастасия Петровна приходит пораньше, чтобы проветрить группу. Первые мамы с детьми появляются к семи. Адаптация к яслям у всех протекает по-разному: некоторые малыши особенно болезненно воспринимают расставание с родителями, даже на несколько часов. Тогда воспитателям приходится подключать свой опыт.
— Спрашиваем, легко ли проснулись, какое настроение, что за погода на улице — так детям проще переступить порог сада. В первый день они остаются у нас всего на два часа. Если всё в порядке, назавтра продлеваем на час — и так пока не привыкнут.
Перед завтраком воспитатели рассказывают малышам, какие витамины они получат из каши и компота, а после обязательно хвалят за чистые тарелки. Затем начинаются занятия, потом — прогулка. На улице дети играют в подвижные игры и наблюдают за облаками, птицами, прохожими и машинами, а нагулявшись, сытно обедают и укладываются в кровати. Пока малыши засыпают, воспитатели читают им сказки. После пробуждения — полдник, и снова на улицу. Теперь наблюдать за природой ещё интереснее: куда скрылось солнце? Почему вокруг потемнело? И откуда взялась туча? Лучше всего окружающий мир и его законы познаются через сравнение.
— С маленькими детьми работать просто и интересно — они что видят, о том и говорят. Самое сложное здесь, в яслях — адаптация. Некоторые дети так и не успевают адаптироваться к началу занятий, потому что воспринимают пребывание здесь как наказание. Если им родитель говорит: «Будешь плохо себя вести, завтра в сад пойдёшь», разве захочет ребёнок сюда вернуться? Успешность адаптации зависит в первую очередь от грамотной работы родителей.
Часто дети приходят в ясли абсолютно неподготовленными. На родительском собрании в начале года педагоги предупреждают родителей о возможных проблемах адаптационного периода. Из них главная — питание.
Татьяна Цедилкина рассказывает, что культура питания в семьях за последнее время очень изменилась, а в садах осталась традиционной.
— Некоторые дети никогда не видели компота, супа, запеканки. Многие не пьют молоко. Что делать — забалтываем: «Коровка старалась, принесла молочко, чтобы у тебя были крепкие зубки. Как же его не выпить?». Запеканку называем творожным мороженым, потому что детям любопытно — разве мороженое бывает тёплым? — и они соглашаются его попробовать. Накормить ребёнка — это ведь наша обязанность.
«Детей знаем порой лучше, чем родители»
Проблемы иного порядка беспокоят Анжелику Рыбченко. Сейчас она трудится учителем-дефектологом и ведёт группы детей с нарушениями зрения. Дефекты у малышей функциональные, то есть ухудшают зрительное восприятие и мешают ориентироваться в пространстве. Самые распространённые диагнозы — косоглазие и амблиопия. В детском саду предусмотрен кабинет медсестры-ортоптистки, которая наблюдает за течением заболевания каждого ребёнка. Задача же учителя-дефектолога — корректировать отклонения, помогать ему ориентироваться в быту. Когда дети пойдут в школу, сделать это будет значительно труднее.
— Кроме того, офтальмологические заболевания часто сопровождаются нарушениями речи, и с каждым годом таких детей только больше, — объясняет педагог. — Когда я проходила переподготовку на учителя-дефектолога, в Гомеле таких специалистов было пару сотен, а теперь — больше тысячи.
Поэтому спектр наших задач расширяется и включает в том числе развитие речетворческой деятельности у детей.
О своих подопечных Анжелика Валентиновна рассказывает с нежностью и любовью. За 35 лет работы ни разу не задумалась о том, чтобы уйти из детского сада, хотя отношение к воспитателям и педагогам в обществе успело измениться.
— Я несовременный человек, потому что воспитана пионерской и комсомольской организациями, и привитые ими ценности проношу сквозь года, в первую очередь, в своей работе. А работа эта ценится как будто всё меньше. От педагога только требуют — прислушиваться и сотрудничать теперь не принято. А ведь мы детей знаем порой лучше, чем родители, потому что проводим с ними по 8-10 часов в день.
Вот, например, красноречивая тенденция: ребёнку три года, он уже ходит на английский, а шнурки завязывать не умеет. Современная детская обувь почти вся на липучках и молниях, потому что другую родители практически не покупают — нет времени с детьми заниматься, во-первых, и лишняя возня по утрам, во-вторых. С колготками то же самое. А я веду кружок по мелкой моторике и вижу, что ребёнку сейчас нужнее игры и потешки, чем занятия по английскому. Мы ведь специалисты — знаем, что должны уметь дети в три года, в четыре, в пять, а здесь какой-то перевёртыш. Ведь как сказал Сухомлинский? Рука развивает мозг.
Подолгу беседовать с воспитателями не получается — близится время обеда, и вернувшиеся с прогулки дети их уже заждались. Прежде чем попрощаться, педагоги просят обязательно упомянуть их коллег — ветеранов детского сада: Шучалину К.А., Порошину Н.В., Шаблинскую В.И., Баженову О.П., Коляду О.П., Прохоренко Т.И., Пискунову Р.С., Нищеву А.В., Шаповалову Т.Н., Нешитую Т.В., Ханеню Н.М., Поживилко Г.К., Кунделеву Л.И., Бондаренко И.Н., Громыко Н.В., Хихлухо Г.А., Еленич Л.В., Буренкову В.Я., стараниям которых сад обязан своей доброй славой. Прежнюю администрацию в лице Тарасюк Т.Н. и Чирковой Т.Н. сотрудники благодарят за талантливое руководство, понимание и внимательное отношение к коллективу.
— Ещё хотим сказать спасибо шефствующему над нами предприятию — производственному управлению «Гомельгаз». Ни одна просьба не остаётся без ответа. Директор Игорь Анатольевич Левинский всегда с пониманием относится к нашим проблемам. Весной помогает с песком в песочницы, осенью — с вывозом листвы и мусора. Оказывает помощь в проведении ремонтных работ водопроводной и канализационной систем. Недавно шефы помогли нам в изготовлении футбольных ворот для физкультурной площадки.