Русский
Английский
Белорусский
Немецкий
Французский
Официальный сайт администрации Советского района г. Гомеля
и редакции газеты «Советский район»

Гомель, проспект Речицкий, 6
sovadmin@list.ru
С моря на реку. Из профессиональных рыболовов Игорь Меженников переквалифицировался в спасатели

Когда Игорь Меженников работал в рыболовном фло­те СССР, он даже не предпо­лагал, что судьба приведёт его на речную спасательную стан­цию. Девять лет в качестве моториста бороздил на рыбо­ловецком траулере штормо­вые северные моря и по пра­ву считался настоящим «мор­ским волком». Но с развалом Советского Союза был вынуж­ден списаться на берег и вер­нуться в родную Беларусь. В Гомеле работал в речном порту, одно время на железной доро­ге. Но воспоминания о море не отпускали. Поэтому когда в начале 2000-х ему предложили должность моториста на спаса­тельной станции «Западная», Игорь Сергеевич не колебал­ся ни минуты — вода, здраво рассудил бывший моряк, везде вода: «Она, как небо, как горы, как тайга, манит и притягивает к себе мужественных и отваж­ных романтиков».

В те годы станция представ­ляла собой не внушающее осо­бого оптимизма зрелище. Хотя внешне всё выглядело доволь­но пристойно. После многих лет забвения с помощью район­ной администрации ветхое зда­ние на берегу Сожа капиталь­но отремонтировали. Но вот техника и снаряжение, кото­рыми приходилось пользовать­ся спасателям, были ровесни­ками царя Гороха. Особенно доставляли хлопот постоян­но выходившие из строя ещё советские лодочные моторы «Вихрь» и «Нептун». Их осо­бенность заключалась в том, сегодня уже с улыбкой вспо­минает Игорь Меженников, что даже после тщательнейшего ремонта, когда каждый винтик, каждый узел был неоднократно перебран и отрегулирован, в самый ответственный момент они отказывались заводиться. В такие минуты выть хотелось от злобы и бессилия, признаёт­ся Игорь Сергеевич.

Но ситуация менялась пря­мо на глазах. Государство и местные власти в определён­ный момент повернулись, что называется, лицом к про­блеме спасания на водах. На вооружение добровольных спасателей стали поступать новые быстроходные кате­ра типа Silver Wolf с двигате­лем «Хонда», способные раз­вивать на воде скорость до 70 км/ч. Древние и малосильные «вихри» на новых спасатель­ных лодках давно уже заме­нили мощные «Сузуки». Тех­ника, не скрывает восхище­ния опытный моторист, очень надёжная, практически не требует ремонта. Достаточ­но вовремя проводить техоб­служивание, правильно с ней обращаться, «кормить» толь­ко рекомендованными видами топлива и смазкой, и она будет безотказно работать годами.

Как легендарный совет­ский спасательный катер типа «Амур» 1984 года выпуска, который Игорь Меженников и его подчинённые холят и лелеют до сих пор. По словам ветерана ОСВОД, это не про­сто раритет, а легенда. Уста­новленный на катере «москви­чёвский» двигатель то и дело показывает свой норовистый характер, многие его узлы и агрегаты уже требуют замены, взять которую негде — выпуск давно прекращён. Но на то Игорь Меженников и стар­ший моторист, чтобы в занач­ке у него всегда была нужная деталь. А нет — не проблема выточить её самостоятельно. Вот и бегает «Амур» до сих пор по сожским водам, поль­зуясь заслуженной любовью и уважением спасателей.

60 дней под водой. Степану Жуковцу доводилось доставать со дна дорогие украшения и орудия преступления

— Наш «Амурчик» спе­циально создан для спасе­ния людей, — вторит Иго­рю Меженникову его колле­га Степан Жуковец. — С него и выпрыгивать в воду легко, и обратно влезть можно без посторонней помощи. А глав­ное — пострадавшего на борт вполне может втащить один человек.

Степан Жуковец знает, о чём говорит, ведь он водолаз- спасатель. Причём, несмо­тря на молодость, уже доста­точно опытный, почти полто­ры тысячи часов провёл под водой в свои неполные 35 лет. А начинал подводную карьеру в армии. Его, паренька из Жит­ковичей, как одного из тех, кто буквально вырос «на воде», направили учиться на военно­го водолаза. Впоследствии Сте­пан Александрович занимал­ся тем, что испытывал танки на герметичность при преодо­лении ими водных преград по дну. После службы год прора­ботал в одном из гомельских лесхозов и так же, как и Игорь Меженников, с радостью вос­пользовался возможностью вернуться в ставшую родной стихию — стать водолазом-спасателем.

Степан Жуковец.

Когда пришёл в коллектив, от разочарования даже при­свистнул. К снаряжению, кото­рым обеспечивались осво­довцы, подходил один тер­мин — дедовское. Пара изряд­но устаревших универсаль­ных гидрокомбинезонов, водо­лазный костюм УВС-50, где цифра информировала о годе выпуска, да несколько мор­ских водолазных аквалангов, представлявших собой слегка модернизированные аквалан­ги Кусто 40-х годов прошлого века — вот и всё, чем распола­гали спасатели. Степан Алек­сандрович на какое-то время даже пожалел, что в своё время отказался от предложения пой­ти на службу в МЧС. Но вскоре работа буквально захлестнула его. Чем только не доводилось заниматься водолазу на спа­сательной станции. И утерян­ные рыбаками лодочные мото­ры на дне искать, и утопленные лодки поднимать, и акваторию реки от ила и мусора чистить. Приходилось, конечно, и уто­пленников разыскивать. Почти два десятка семей по сей день благодарны Степану Жуковцу и его коллегам за возможность упокоить с миром тела сво­их трагически погибших род­ственников.

А однажды к начальнику станции «Западная» обратил­ся мужчина, обронивший в воду золотой перстень стои­мостью почти 10 тысяч долла­ров. Ох и намучился же тогда наш герой, почти час шаря по илистому дну в поисках утра­ченного сокровища. И нашёл- таки — перстень всё это вре­мя мирно покоился на ракуш­ке. Упал бы в ил — пиши про­пало, резюмирует Степан. Хотя как сказать, ведь утопленные наручные часы ценой в тыся­чу долларов именно в иле он и обнаружил. Так же, как и ору­дие преступления на одном из новобелицких водоёмов.

Сравнивая прошлое с насто­ящим, Степан Жуковец отмеча­ет, что работать сейчас стало не в пример лучше прежнего. Не легче, нет, — интереснее. За минувшие годы ОСВОД при­обрёл вполне стройную струк­туру, прошёл несколько этапов реорганизации, заметно уси­лился в плане материально- технического обеспечения. Теперь уже в неуклюжем ком­бинезоне УГК никто не выпол­няет практические задачи, он больше используется в учеб­ных целях. Давно сданы на склад и списаны акваланги АВМ-1, им на смену пришли более совершенные АВМ-5. Сегодня, благодаря имеющим­ся неопреновым так называе­мым сухим водолазным костю­мам, Степан Жуковец и его кол­леги готовы выполнять постав­ленные задачи в любое вре­мя года. В таком снаряжении не мёрзнешь зимой, чувству­ешь себя комфортно и уве­ренно летом. Акваланги тоже новые, итальянские. Причём такой модели, о которой неко­торые зарубежные коллеги гомельских спасателей ещё только мечтают.

Александр Евсеенко, фото Вячеслава Коломийца и из личного архива Степана Жуковца.

Условия перепечатки материалов «Советского района» смотрите тут.

20-04-2017

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить