Русский
Английский
Белорусский
Немецкий
Французский
Официальный сайт администрации Советского района г. Гомеля
и редакции газеты «Советский район»

Гомель, проспект Речицкий, 6
sovadmin@list.ru

В 26 лет Елена Чухнюк ста­ла Героем Социалистическо­го Труда, а к 90-летию её имя было присвоено одному из дизель-поездов Гомельского отделения Белорусской же­лезной дороги. 12 марта этой выдающейся женщине могло исполниться 100 лет.

Родилась Елена Миро­новна в небольшом селе Дьяковка, что в Винницкой области. Ровес­ница революции, она с малых лет мечтала о романтических больших делах, которые зва­ли её в далёкие дали. И, как ни странно, грезилось ей, что едет она на большой машине под названием паровоз.

— Не пущу на паровоз, не женское это дело, — воз­мущался отец. Мать только вздыхала. А девушка стояла на своём:

— Еду в Гомель учиться на машиниста. И точка!

Там жила старшая сестра. Как только представилась воз­можность, девушка уехала в большой город, где поступи­ла в железнодорожное учили­ще и успешно окончила его. Так в Гомеле началась её тру­довая биография. Коллектив паровозного депо приветливо принял старательную и веж­ливую Лену. А она относи­лась к паровозу, как к родному существу: каждую свободную минуту мыла, драила, начища­ла до блеска своего вороно­го железного коня. И сталь­ная машина отвечала ей вза­имностью: часто не ломалась, по мелочам не капризничала.

Для гомельских желез­нодорожников, как и для всей Беларуси, Великая Отечественная вой­на пришла 22 июня 1941 года. О вероломном нападении фашистской Германии девуш­ка узнала в Чернигове, куда она со своей бригадой при­вела товарный поезд. Водили составы от Гомеля до Жлоби­на, Чернигова, Калинковичей и Унечи. Перевозили военную технику, боеприпасы, военные подразделения. Назад — ране­ных и мирное население.

А фронт приближался к Гомелю. На путях стояли железнодорожные составы.

Появились самолёты с чёр­ной свастикой. Как-то бомба чудом не попала в её состав с боеприпасом — Елена схвати­лась за реверс, увела эшелон от станции и большого скопле­ния людей и важных грузов.

Когда советские воины оставили город, Лена Чух­нюк была откомандирована в Елец. Здесь водили поезда на Верховье, Волово, Касторное. Возили всё, что нужно было фронту.

Летом 1942-го на желез­нодорожном транс­порте начали форми­роваться паровозные колон­ны особого резерва. Елена Чухнюк вместе со ставшим ей уже родным локомотивом была зачислена в колонну №4, которую в скором време­ни перебросили к Сталингра­ду. Несмотря ни на что, обе­спечить подвоз боеприпасов и продовольствия как можно ближе к городу — такая задача стояла перед железнодорож­никами. Однажды она чуть не попала во вражескую ловуш­ку. Путевой обходчик преду­предил, что впереди дорогу перерезали фашистские тан­ки. Назад было нельзя — враг уже входил в город. Паровоз бросить Елена не могла и рва­нула вперёд: авось проскочим! Локомотив пронёсся букваль­но в десятках метров от нем­цев. Те от такой дерзости рас­терялись.

Командир подошёл к паро­возу и спросил:

— Где машинист? Хочу ему руку пожать за то, что так смело и мастерски доставил в нужное время и место. Ты что, не слышишь, девонька?

Чухнюк сидела вся чумазая, уставшая, прислонившись к колесу. Обидно ей стало.

— Да я и есть машинист! — ответила.

Генерал после минутно­го замешательства смущён­но сказал:

— Если такие девчонки водят поезда без страха — зна­чит, мы непобедимы!

«Как-то в пути несколь­ко раз бомбили, и приходи­лось делать остановки. Сол­даты бежали укрыться в лес, а я оставалась на паровозе. Однажды эшелон с нашими танками доставила почти на поле боя. Те разгрузились за пять минут, и сразу в бой», — в своих воспоминаниях пишет героиня.

Часто снилась Елене Чух­нюк чёрная степь под Сталин­градом, выжженная огнём и солнцем. Там проложили зна­менитую Волжскую рокаду, и по ней в город поступали бое­припасы и продовольствие. Фашисты бомбили её поч­ти беспрерывно. На станции Петров Вал бригада Чухнюк угодила в очередную бомбёж­ку, и все побежали от паровоза кто куда. Она прыгнула с паро­воза в большую воронку, бла­го их вокруг полно. Сжалась в комок, закрыв руками голову, и закрыла глаза. А когда взгля­нула… Ахнула! Рядом воткну­лась в землю 250-килограммо­вая неразорвавшаяся бомба.

Стране нужно было топливо, то есть каменный уголь: для заводов, военной промышлен­ности, тылу… Донбасс был отрезан, Кузбасс далеко. Выру­чал Воркутинский угольный бассейн.

В ту зиму стояли лютые морозы. За минус 50 граду­сов. Смазка в буксах замерза­ла, колёса намертво схваты­вались с рельсами, и парово­зы порой не могли сдвинуть с места тяжёлые составы с углём. В пути находились по трое суток. И однажды Елена Чухнюк вызвала по селектору диспетчера дороги:

— Дай «зелёную улицу»! Я проведу состав за 13 часов!

Так началось это новатор­ство: поезда пускали один за другим с небольшим интер­валом. Нагрузка на машини­ста адова. Всё время прихо­дилось высовываться в окош­ко, чтобы увидеть в морозном вихре хвост впереди идущего состава. В лицо хлестал ледя­ной ветер, а из топки паровоза обдавало жаром. Для здоровья не лучшие условия.

А потом снова водила Чух­нюк эшелоны по фронтовым дорогам. И однажды ночью на одной из станций её позвали к телефону. Поздравили с госу­дарственной наградой.

Елену Мироновну вызвали в Москву. Золотую Звезду вру­чали Председатель Верховно­го Совета Михаил Калинин и секретарь ЦК КПСС Георгий Маленков.

Впереди Героя Социалисти­ческого труда машиниста Еле­ну Чухнюк ждали фронтовые дороги Украины, Белоруссии, Венгрии, Польши, Германии, а затем ударный труд на вос­становление народного хозяй­ства Родины.

После Победы Елена Мироновна окончи­ла институт и много лет работала в Министерстве путей сообщения. Всё своё свободное время она отдавала общественной работе, встре­чалась с воинами Советской армии, выступала в трудовых и молодёжных коллективах страны. Не раз Елена Чухнюк приезжала в Гомель, встреча­лась с белорусскими друзьями, давшими ей путёвку в жизнь.

К глубокому сожалению, прославленная героиня рас­сказа ушла из жизни. Но память о ней осталась навсег­да в сердцах железнодорож­ников Беларуси. Её именем назвали электровоз, в её честь проводятся конкурсы профес­сионального мастерства сре­ди молодёжных коллективов, в музее локомотивного депо оформлена экспозиция, рас­крывающая славный боевой трудовой путь Героя Соци­алистического Труда Елены Мироновны Чухнюк.

В ноябре 2014 года на здании Локомотивного депо Гомель появилась мемориальная доска в честь почётной железнодорожницы Елены Чухнюк.

Михаил Дедовец, член Союза писателей и журналистов Беларуси, фото предоставлено автором, фото Вячеслава Коломийца, «Советский район».

10-03-2017

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить