Пасха. Проверьте свои знания о главном православном празднике - Администрация Советского района г. Гомеля
Русский
Английский
Белорусский
Немецкий
Французский
Официальный сайт администрации Советского района г. Гомеля
и редакции газеты «Советский район»

Гомель, проспект Речицкий, 6
mail@sovadmin.gov.by

Трудно радоваться событию, чей ход ста­вит нас в тупик, а точ­ный смысл теряется в тумане. Хотите проверить свои зна­ния о Пасхе Христовой, чтобы не чувствовать себя неловким чужаком на этом празднике? Тогда давайте вместе попро­буем ответить на несколько вопросов…

 

Почему Воскресение Хри­стово принято называть Пас­хой?

Начнём с того, что Иисус Христос умер и воскрес в дни, когда Его соотечественни­ки отмечали… Пасху. Да-да! Иудейский праздник под таким названием появился задолго до рождения Спасителя — в память о том, как Бог осво­бодил евреев из египетско­го плена. Само слово «пас­ха» (точнее, «песах») произо­шло от древнееврейского гла­гола, означающего в переводе «переходить» или «миновать». Согласно библейской кни­ге Исход, ангел Божий мино­вал дома евреев, помеченные кровью ягнёнка, зато поразил первенца в каждой египетской семье. С тех пор главным риту­алом иудейской Пасхи стало жертвоприношение ягнят, дол­гое время совершавшееся в Иерусалимском храме.

Добровольно пойдя на крестные муки, Господь Сам Себя уподобил жертвенному агнцу (ягнёнку). По словам апостола Павла, теперь «Пасха наша, Христос, заклан за нас» (1 Кор. 5: 8). Ради чего была принесена эта жертва? Ради того, чтобы мы получили сво­боду — но свободу не просто от очередного «фараона», а от гнетущей власти над нами гре­ха и смерти!

«Христос воскресе!». А чему тут радоваться?

Тот, Кто умирал на Голгофе, Тот, Кого не удержала гробни­ца, не является обычным чело­веком, Он — вочеловечивший­ся Бог. Этому учит Православ­ная Церковь. Помните слова Евангелия от Иоанна, которые зачитываются во время пас­хальной литургии?

«В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог. Оно было в нача­ле у Бога. Все чрез Него нача­ло быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть. В Нем была жизнь, и жизнь была свет человеков. И свет во тьме светит, и тьма не объяла его» (Ин. 1: 1—5). Это сказа­но об Иисусе Христе. Именно в Нём «Слово стало плотию», так что, хотя «Бога не видел никто никогда; Единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил» (Ин. 1: 14, 18).

Благодаря Христу мы знаем, насколько любит нас Бог — до самой Своей смерти, которую Он же и победил. Да, и после Воскресения Христова люди продолжили умирать. Умрём мы, умрут или уже умерли наши родители и дети, наши супруги, друзья, враги… Но теперь у нас, христиан, есть уверенность в том, что моги­ла не способна проглотить человека целиком и навсегда. Христос не оставит во гробе тех, Кому Он стал сотелесни­ком и единокровником. И ещё: смерть не уравняет подлецов и праведников, грех и святость. Там, в вечности, перед Лицом Того, Кто есть Свет, сделан­ное нами добро получит своё оправдание и принесёт плоды. Разве можно этому не радо­ваться?

Как правильно войти в радость Пасхи?

Принять участие в пасхаль­ном богослужении, которое проводит Церковь, основанная Христом. Сколько раз её пыта­лись уничтожить враги, сколь­ко раз её пытались погубить даже люди, по видимости ей служащие, а она стоит до сих пор! Видя это, преисполняешь­ся верой в то, что Воскресение Христово действительно было и дело Божие продолжает жить на Земле.

Участнику пасхальной литургии естественно было бы причаститься. Причастие (Евхаристия) — это таинство, ради которого и вокруг кото­рого существует Церковь, это главный способ почувствовать, что воскресший Христос оста­ётся с нами, а мы — с Ним.

Что представляет собой богослужение Пасхи?

Незадолго до полуночи слу­жится Полунощница, во вре­мя которой священник и диа­кон заносят в алтарь Плаща­ницу (особый плат с изобра­жением лежащего во гробе Иисуса Христа). Примерно в полночь начинается Пасхаль­ная утреня. Люди в храме и вокруг него возжигают свечи, озаряя ночную тьму. Из алта­ря звучит тихое пение, посте­пенно набирающее силу: «Вос­кресение Твое, Христе Спа­се, Ангели поют на небесех, и нас на земли сподоби чистым сердцем Тебе славити». Под ликующий пасхальный трез­вон из храма выступает Крёст­ный ход и движется вокруг зда­ния против часовой стрелки, что должно символизировать нашу устремлённость навстре­чу Иисусу Христу, незакатному Солнцу Правды. Перед тем, как зайти в храм, верующие поют пасхальный тропарь: «Христос воскресе из мертвых, смер­тию смерть поправ и сущим во гробех живот даровав», после чего раздаются первые радост­ные крики: «Христос воскре­се!» и «Воистину воскресе!». Эти возгласы будут звучать и позднее — как на утрени, так и на сменяющей ее Боже­ственной литургии. Пасхаль­ная литургия совершается при открытых Царских вратах в алтаре. Они, кстати, останут­ся открытыми на протяжении всей Светлой Седмицы (неде­ли, следующей за Пасхой) в знак того, что Христос навсегда открыл для любящих Его врата Царствия Небесного.

Зачем на Пасху освящают куличи, яйца, творог и т. п.?

Православные христиане говорят: «Кому Церковь не мать, тому Бог не Отец». Веру­ющие люди, которые по призы­ву своей матери-Церкви выдер­жали Великий пост, должны у неё же попросить благосло­вение на возврат к скоромной пище. Это и происходит в акте храмового освящения продук­тов для праздничной трапезы.

Куличи, пасхи и яйца освя­щаются как в день Великой Субботы, так и после пас­хального богослужения, хотя, конечно, именно последний вариант в наибольшей степени соответствует общему смыслу происходящего. Люди друж­но помолились, вместе со всей Церковью испытали пасхаль­ное ликование и дальше могут с чистой совестью присесть к праздничному столу, чтобы разговеться (выйти из состоя­ния поста).

Как встречать Пасху тем, кто не постился?

Вообще, есть большая непо­следовательность в позиции человека, который говорит, что верит в Воскресение Христо­во и уважает Православную Церковь, но при этом уклоня­ется от соблюдения Великого поста без каких-либо веских причин. Его восприятие празд­ника не будет столь же полным и интенсивным как у постив­шихся единоверцев. Поэто­му, пока идут последние дни перед Пасхой, такому челове­ку стоит взять на себя подвиг хотя бы минимального воз­держания. Для начала пусть попробует попридержать свой язык от сквернословия, кле­веты и сплетен — и это уже будет пост!

Так или иначе, Православ­ная Церковь приглашает на совместное празднование Пас­хи всех своих чад, не выясняя специально, кто из них и как постился. В храмах во время пасхальной утрени читается потрясающе красивое огласи­тельное слово святителя Иоан­на Златоуста. Помните?

«Если кто с первого часа работал, пусть получит ныне должное вознаграждение. Если кто после шестого часа явил­ся, пусть не сомневается, пото­му что ничего не теряет. Если кто замедлил до девятого часа, пусть является без всякого опа­сения. Если кто пришёл только в одиннадцатый час, пусть не страшится замедления, так как щедрый Владыка и последнего принимает наравне с первым… Поэтому войдите все в радость Господа нашего: и первые, и вторые мзду получите, богатые и бедные, друг с другом ликуй­те. Воздержанные и неради­вые, день почтите! Постивши­еся и непостившиеся — возве­селитесь сегодня! Трапеза пол­на пищи! Наслаждайтесь все! Телец огромный: пусть никто не уйдёт голодным! Все поль­зуйтесь богатством благости! Никто пусть не плачет от бедно­сти, потому что явилось общее царство! Никто пусть не опла­кивает согрешений: прощение возсияло из гроба! Никто пусть не страшится смерти, потому что освободила нас смерть Спа­сителя!».

Почему на Пасху принято красить и дарить друг дру­гу яйца?

Это очень древняя традиция, восходящая к временам пер­вых христиан. Её родоначаль­ницей считается Мария Магда­лина, которая, будучи в Риме, подарила императору Тибе­рию красное яйцо со словами: «Христос воскрес!».

В самых разных культурах, помимо собственно христи­анской, яйцо символизирует тайну происхождения мира и обновление жизни. Тем более символика яйца будет близ­ка и понятна людям, испо­ведующим веру в Воскресе­ние Христово! Согласитесь, что довольно легко проассо­циировать яичную скорлупу, такую на вид мёртвую, с гро­бом Господним, из которого воссияла нам вечная жизнь. Что касается красного цвета, по традиции наносимого на пас­хальные яйца, то он напомина­ет о пролитой крови Христа, а также указывает на Его царское достоинство.

Когда завершается празд­нование Пасхи?

Пасха Христова празднует­ся всю неделю, называемую Светлой Седмицей. Она закон­чится, но ещё вплоть до Возне­сения Господня (а это 40 дней после Пасхи) православные христиане будут встречать друг друга приветствием «Христос Воскресе!» и слышать в ответ: «Воистину Воскресе!».

А вот некоторые люди могут весь год прожить, не удаляя этих слов из своего сердца. Интересно, вы к таким людям не относитесь?

Александр Елопов, «Советский район».

Читайте также в этой рубрике:

Зачем ходить в храм, если Бог у меня в душе?

Зачем поститься, если жизнь и так тяжела?

30-04-2016

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить