Официальный сайт администрации Советского района г. Гомеля
и редакции газеты «Советский район»

Гомель, проспект Речицкий, 6
mail@sovadmin.gov.by

 

 ПОСТАНОВЛЕНИЕ СОВЕТА МИНИСТРОВ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

23 февраля 2016 г. № 149

О Государственной программе «Малое и среднее предпринимательство в Республике Беларусь» на 2016-2020 годы

В целях обеспечения развития малого и среднего предпринимательства в Республике Беларусь Совет Министров Республики Беларусь ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Утвердить прилагаемую Государственную программу «Малое и среднее предпринимательство в Республике Беларусь» на 2016-2020 годы (далее - Государственная программа).

2. Определить:

заказчиком - координатором Государственной программы Министерство экономики;

заказчиками Государственной программы Министерство экономики, облисполкомы, Минский горисполком.

3. Министерству экономики:

обеспечить координацию деятельности заказчиков по выполнению Государственной программы;

представлять в Совет Министров Республики Беларусь годовой отчет об эффективности выполнения Государственной программы в порядке, установленном законодательством.

4. Министерству финансов, Министерству экономики, облисполкомам и Минскому горисполкому при формировании республиканского и местных бюджетов на очередной финансовый год предусматривать в установленном порядке средства на финансирование мероприятий, предусмотренных Государственной программой.

5. Облисполкомам и Минскому горисполкому в пределах своей компетенции:

осуществлять контроль за выполнением мероприятий Государственной программы, целевым использованием средств, выделяемых на их реализацию;

представлять в Министерство экономики:

до 10-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом, информацию о выполнении мероприятий Государственной программы;

годовой отчет о ходе выполнения Государственной программы в порядке, установленном законодательством.

6. Настоящее постановление вступает в силу после его официального опубликования.

Премьер-министр Республики Беларусь

А.Кобяков

УТВЕРЖДЕНО

Постановление
Совета Министров
Республики Беларусь
23.02.2016 № 149

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА
«Малое и среднее предпринимательство в Республике Беларусь» на 2016-2020 годы

ГЛАВА 1
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Государственная программа «Малое и среднее предпринимательство в Республике Беларусь» на 2016-2020 годы (далее - Государственная программа) разработана в целях обеспечения развития малого и среднего предпринимательства в Республике Беларусь.

ГЛАВА 2
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

В условиях рыночной экономики, как показывает опыт экономически развитых государств, устойчивое социально-экономическое развитие напрямую зависит от уровня активности малого и среднего предпринимательства. Данный сектор экономики является достаточно мобильным и легко адаптируется к часто изменяющимся рыночным условиям, поэтому развитие малого и среднего предпринимательства является фундаментом для возникновения условий интенсивного экономического роста.

Республика Беларусь в данном аспекте не является исключением, и вопросы экономического роста и источников его обеспечения как никогда актуальны сегодня. Развитие индивидуального, малого и среднего предпринимательства в нашей стране является одним из национальных приоритетов экономики.

Показатель численности занятых в сфере малого и среднего предпринимательства свидетельствует о важной роли предпринимательства Беларуси в решении проблемы занятости. Удельный вес занятых в микроорганизациях, малых и средних организациях, а также индивидуальных предпринимателей и привлекаемых ими наемных лиц в общей численности занятых в экономике по итогам 2014 года составил 32,5 процента (2010 год - 31,9 процента).

На 1 января 2015 г. численность занятых в сфере малого и среднего предпринимательства, включая индивидуальных предпринимателей и привлекаемых ими наемных лиц, составила 1477,3 тыс. человек.

Рост численности занятых в сфере малого и среднего предпринимательства в 2014 году по отношению к 2010 году отмечен в Минской области - 6,6 процента (15,6 тыс. человек), в г. Минске - 3 процента (13,7 тыс. человек) и Гродненской области - 1,3 процента (1,8 тыс. человек).

Заметное уменьшение численности занятых в сфере малого и среднего предпринимательства в 2014 году по отношению к 2010 году наблюдалось в Витебской и Могилевской областях - на 11,7 процента (19,6 тыс. человек) и 8,6 процента (11,8 тыс. человек) соответственно.

В то же время отмечается рост количества субъектов малого и среднего предпринимательства, обусловленный в первую очередь благоприятными изменениями в условиях ведения бизнеса. Так, с 2010 по 2014 год обозначилась устойчивая тенденция роста количества микроорганизаций, малых, средних организаций и индивидуальных предпринимателей. Количество микроорганизаций, малых и средних организаций на 1 января 2015 г. составило 114,2 тыс. единиц (в том числе 2,4 тыс. единиц (2,1 процента) - средние организации, 12,4 тыс. единиц (10,9 процента) - малые организации, 99,4 тыс. единиц (87 процентов) - микроорганизации) и по сравнению на 1 января 2011 г. их количество увеличилось на 27,3 тыс. единиц (темпы роста - 131,4 процента).

Количество индивидуальных предпринимателей в 2014 году составило 249 тыс. человек и увеличилось по сравнению с 2010 годом на 17,1 тыс. человек (прирост - 7,4 процента).

В 2014 году среднее число работников в микроорганизации составило 3,5 человека, в малой организации - 40 человек, в средней организации - 158 человек.

Малый и средний бизнес развивается на территории Беларуси неравномерно. Распределение субъектов малого и среднего предпринимательства по регионам характеризуется достаточно высокой степенью концентрации в столице и крупных городах. В остальных регионах развитие малого и среднего бизнеса характеризуется относительной равномерностью.

Плотность малого и среднего бизнеса (количество субъектов малого и среднего предпринимательства, включая индивидуальных предпринимателей, на 1000 жителей) в Беларуси составляет 38,3 единицы на 1000 жителей и сопоставима с зарубежными показателями (Российская Федерация - 39 единиц, Республика Польша - 37 единиц, Латвийская Республика - 35 единиц, Литовская Республика - 32 единицы). Однако влияние малого и среднего предпринимательства на социально-экономическое развитие Беларуси заметно уступает уровню развитых стран.

Доля валовой добавленной стоимости, формируемая субъектами малого и среднего предпринимательства (включая индивидуальных предпринимателей), в валовой добавленной стоимости страны за 2014 год составила 28,7 процента и увеличилась по сравнению с 2011 годом на 1,4 процентного пункта (расчет данного показателя с учетом доли индивидуальных предпринимателей до 2011 года не осуществлялся).

Имеет место неравномерность развития малого и среднего предпринимательства по отраслям. Сектор малого предпринимательства - институт, который обеспечивает занятость населения и сосредоточен прежде всего в сфере услуг (по итогам 2014 года - 73 процента от общего количества микроорганизаций и малых организаций, в том числе 39 процентов в сфере торговли, ремонта автомобилей, бытовых изделий). Аналогичная ситуация складывается в сфере индивидуального предпринимательства - 85 процентов индивидуальных предпринимателей занято в сфере услуг.

Со средним бизнесом связано решение задач по обеспечению экономического роста и перехода на инновационный путь развития. Средние организации в большей степени представлены в сфере производства (более 68 процентов средних организаций осуществляют деятельность в области промышленности, строительства, сельского хозяйства).

Поступательно увеличивается удельный вес объема промышленного производства субъектов малого и среднего предпринимательства в общем объеме промышленного производства - с 15,1 процента в 2010 году до 16 процентов в 2014 году. В 2014 году количество субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих деятельность в промышленном производстве, составило 16 095 организаций, темпы роста их количества по отношению к 2010 году составили 127,6 процента (в 2010 году - 12 611 организаций).

Численность занятых в данном секторе в 2014 году составила 278,9 тыс. человек, или 23,2 процента от средней численности работников субъектов малого и среднего предпринимательства (без учета индивидуальных предпринимателей и привлекаемых наемных лиц).

Количество индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность в промышленности, - 12 118 человек, или 4,9 процента от общего количества зарегистрированных предпринимателей.

Возрастает инвестиционный потенциал малого и среднего бизнеса. Если в 2010 году доля инвестиций малого и среднего предпринимательства в общем объеме инвестиций составляла 39,7 процента, то по итогам 2014 года данный показатель составил 42,3 процента (прирост - 2,6 процентного пункта).

Доля экспорта субъектов малого и среднего предпринимательства в экспорте страны по итогам 2014 года составила 41,5 процента (2010 год - 42,9 процента), импорта - 35 процентов (2010 год - 37,4 процента).

Удельный вес субъектов малого и среднего предпринимательства в общем объеме выручки от реализации продукции, товаров, работ, услуг по итогам 2014 года составил 37,1 процента (2010 год - 37,2 процента). Среди регионов наибольший удельный вес выручки от реализации продукции, товаров, работ, услуг субъектов малого и среднего предпринимательства в общем объеме выручки отмечен в г. Минске - 49,3 процента и Минской области - 41,1 процента, наименьший - в Гомельской области - 17,9 процента.

Удельный вес налоговых поступлений от субъектов малого и среднего предпринимательства, включая индивидуальных предпринимателей, в общих поступлениях в бюджет в 2014 году составил 27,9 процента. Наибольший удельный вес налоговых поступлений от субъектов малого и среднего предпринимательства в общих поступлениях региона отмечен по итогам 2014 года по Минской области - 34,3 процента, г. Минску - 32,1 процента и Брестской области - 29,5 процента, наименьший - по Витебской области - 15,5 процента.

В республике действует сеть субъектов инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства, которая состоит из 88 центров поддержки предпринимательства и 19 инкубаторов малого предпринимательства. Субъекты данной инфраструктуры в большинстве расположены в областных центрах и крупных городах. Так, из 7 центров, расположенных в Брестской области, 4 находятся в г. Бресте, из 7 центров, расположенных в Витебской области, 3 - в г. Витебске, из 7 центров, расположенных в Гомельской области, 3 - в г. Гомеле. Лишь в Гродненской области из 19 центров поддержки предпринимательства 15 расположены в районных центрах. Услугами субъектов инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства охвачено около 130 тыс. человек, или 8,8 процента от общей численности занятых в сфере малого и среднего предпринимательства.

Республика Беларусь в отчете Всемирного банка «Ведение бизнеса 2016» заняла 44-е место среди 189 государств.

В отчете «Ведение бизнеса 2016» в отношении Республики Беларусь зафиксированы две положительные реформы - сокращение общего срока государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним с возможностью осуществления регистрационных действий в срочном порядке - в течение одного рабочего дня (показатель «Регистрация собственности»), а также введение для субъектов хозяйствования электронной государственной регистрации (показатель «Регистрация предприятий»).

Упрощение правил вхождения в бизнес позволило улучшить рейтинговые позиции страны по показателю «Регистрация предприятий» сразу на 27 пунктов по отношению к предыдущему отчетному периоду.

Республика Беларусь на протяжении последних пяти лет в рейтинге Всемирного банка удерживает лидерские позиции по показателю «Регистрация собственности» (7-е место), получает высокие оценки экспертов по показателям «Международная торговля» (25-е место), «Обеспечение исполнения контрактов» (29-е место) и «Получение разрешений на строительство» (34-е место).

Показатель удаленности от передового рубежа улучшен по сравнению с предыдущим отчетным периодом на 0,54 процентного пункта и составил 72,3 процента, тем самым сокращен разрыв между достижениями нашей страны и передовым рубежом, рассчитанным на основе наилучших показателей по всем странам за все годы.

ГЛАВА 3
ЦЕЛЬ, ЗАДАЧИ И ПОКАЗАТЕЛИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ

Целью Государственной программы является развитие малого и среднего предпринимательства как одного из факторов обеспечения стабильно высокого уровня занятости населения и экономического роста.

Для достижения поставленной цели предусматривается решение следующих задач:

улучшение деловой среды;

содействие развитию субъектов малого и среднего предпринимательства;

совершенствование инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства;

формирование позитивного отношения к предпринимательской инициативе граждан.

Сводные целевые показатели и целевые показатели Государственной программы приведены согласно приложению 1. Планируется достижение в 2020 году удельного веса валовой добавленной стоимости, формируемой субъектами малого и среднего предпринимательства, в валовой добавленной стоимости Республики Беларусь в размере 32 процентов и удельного веса занятых в микроорганизациях, малых и средних организациях (без внешних совместителей), а также индивидуальных предпринимателей и привлекаемых ими наемных лиц в общей численности занятых в экономике Республики Беларусь в размере 35 процентов.

Предусматривается выполнение мероприятий по реализации Государственной программы согласно приложению 2.

Реализация плана действий по улучшению рейтинговых позиций Республики Беларусь в отчете Всемирного банка «Ведение бизнеса» согласно приложению 3 будет способствовать улучшению деловой среды и позволит обеспечить вхождение Республики Беларусь в число 30 стран с наиболее благоприятными условиями для ведения бизнеса.

ГЛАВА 4
ОСНОВНЫЕ РИСКИ, СВЯЗАННЫЕ С РЕАЛИЗАЦИЕЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ, И МЕРЫ ПО ИХ МИНИМИЗАЦИИ

Достижение поставленной в Государственной программе цели может быть осложнено различного рода рисками, что обусловливает необходимость их прогнозирования и своевременного принятия мер по их минимизации.

К основным рискам, которые могут возникнуть при реализации Государственной программы, относятся:

правовые риски, связанные с изменением законодательства, продолжительностью процесса формирования нормативной правовой базы, необходимой для эффективной реализации Государственной программы, что может привести к увеличению сроков реализации мероприятий Государственной программы или изменению условий их выполнения;

финансовые риски, связанные с сокращением объема финансирования за счет бюджетных средств программных мероприятий, в результате чего возможно сокращение или прекращение их выполнения;

административные риски, связанные с неэффективным управлением реализацией Государственной программы, низкой эффективностью взаимодействия заинтересованных сторон, что может повлечь нарушение планируемых сроков реализации Государственной программы, невыполнение ее цели и задач, снижение эффективности выполнения мероприятий.

В целях минимизации воздействия рисков при реализации Государственной программы планируется:

привлечение заинтересованных сторон к обсуждению проектов документов на этапе их разработки;

учет планируемых изменений в законодательстве в сфере предпринимательской деятельности;

ежегодное уточнение объемов финансовых средств, предусмотренных на реализацию мероприятий Государственной программы, в зависимости от достигнутых результатов и определение приоритетов для первоочередного финансирования;

формирование эффективной системы управления реализацией Государственной программы;

проведение систематического мониторинга результативности реализации Государственной программы;

повышение эффективности взаимодействия участников реализации Государственной программы;

своевременная корректировка мероприятий Государственной программы.

ГЛАВА 5
ФИНАНСОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ

Планируемый объем расходов по финансовому обеспечению реализации Государственной программы согласно приложению 4 составляет 6038,8 млрд. рублей.

Финансирование мероприятий Государственной программы будет осуществляться за счет средств республиканского и местных бюджетов, открытого акционерного общества «Банк развития Республики Беларусь», Белорусского фонда финансовой поддержки предпринимателей.

Объемы финансирования мероприятий Государственной программы уточняются при формировании республиканского бюджета на очередной финансовый год.

ГЛАВА 6
МЕТОДИКА ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ

Основным источником получения сведений о выполнении сводных целевых показателей Государственной программы является государственная статистическая отчетность.

Оценка эффективности реализации Государственной программы производится ежегодно путем сравнения фактически достигнутых значений сводных целевых показателей за соответствующий год с предусмотренными Государственной программой значениями сводных целевых показателей.

Эффективность реализации Государственной программы оценивается как степень фактического достижения сводных целевых показателей Государственной программы и рассчитывается по формуле

 

где Е - эффективность реализации Государственной программы;

 и  - значения сводных целевых показателей, достигнутые в ходе реализации Государственной программы;

 и  - значения сводных целевых показателей, предусмотренные Государственной программой.

Государственная программа признается:

эффективной в случае, если значение показателя эффективности более или равно 0,9;

умеренно эффективной в случае, если значение показателя эффективности составляет от 0,8 до 0,9;

малоэффективной в случае, если значение показателя эффективности составляет менее 0,8.


Приложение 1

к Государственной программе
«Малое и среднее предпринимательство
в Республике Беларусь»
на 2016-2020 годы

Сводные целевые показатели и целевые показатели Государственной программы «Малое и среднее предпринимательство в Республике Беларусь» на 2016-2020 годы

Наименование показателей

Единица измерения

Значения показателей по годам

Заказчики

2016

2017

2018

2019

2020

Сводные целевые показатели

1. Удельный вес валовой добавленной стоимости, формируемой субъектами малого и среднего предпринимательства, в валовой добавленной стоимости:

процентов

Республики Беларусь

28,8

29,2

29,8

30,8

32,0

Минэкономики

Брестской области

25,3

25,8

26,5

27,3

28,4

Брестский облисполком

Витебской области

21,6

22,0

22,6

23,3

24,2

Витебский облисполком

Гомельской области

17,5

17,8

18,3

18,9

19,6

Гомельский облисполком

Гродненской области

20,7

21,1

21,6

22,3

23,2

Гродненский облисполком

Минской области

31,7

32,3

33,2

34,3

35,6

Минский облисполком

Могилевской области

24,1

24,6

25,2

26,0

27,1

Могилевский облисполком

г. Минска

44,5

45,4

46,7

48,1

50,1

Минский горисполком

2. Удельный вес занятых в микроорганизациях, малых и средних организациях (без внешних совместителей), а также индивидуальных предпринимателей и привлекаемых ими наемных лиц в общей численности занятых в экономике:

процентов

Республики Беларусь

32,6

33,3

33,7

34,2

35,0

Минэкономики

Брестской области

30,5

31,1

31,5

32,0

32,7

Брестский облисполком

Витебской области

27,7

28,3

28,6

29,0

29,7

Витебский облисполком

Гомельской области

25,5

26,0

26,3

26,7

27,4

Гомельский облисполком

Гродненской области

27,2

27,8

28,2

28,6

29,3

Гродненский облисполком

Минской области

36,1

36,9

37,3

37,9

38,8

Минский облисполком

Могилевской области

26,3

26,9

27,2

27,6

28,3

Могилевский облисполком

г. Минска

43,3

44,2

44,8

45,4

46,5

Минский горисполком

Целевые показатели

Улучшение деловой среды

3. Количество юридических лиц - субъектов малого и среднего предпринимательства на 1 тыс. занятых в экономике:

единиц

Республики Беларусь

26,0

27,0

27,8

28,8

29,6

Минэкономики

Брестской области

18,5

19,1

19,7

20,4

21,0

Брестский облисполком

Витебской области

19,5

20,2

20,8

21,5

22,2

Витебский облисполком

Гомельской области

17,2

17,8

18,4

19,0

19,6

Гомельский облисполком

Гродненской области

18,7

19,4

20,0

20,7

21,3

Гродненский облисполком

Минской области

32,2

33,3

34,4

35,5

36,6

Минский облисполком

Могилевской области

20,5

21,3

22,0

22,7

23,4

Могилевский облисполком

г. Минска

40,5

42,0

43,3

44,8

46,1

Минский горисполком

4. Количество индивидуальных предпринимателей на 1 тыс. занятых в экономике:

единиц

Республики Беларусь

54,1

56,7

57,5

58,5

59,5

Минэкономики

Брестской области

55,5

58,1

59,0

60,0

61,0

Брестский облисполком

Витебской области

45,1

51,2

51,9

52,8

53,6

Витебский облисполком

Гомельской области

44,5

46,7

47,4

48,2

49,0

Гомельский облисполком

Гродненской области

55,4

58,6

59,4

60,4

61,4

Гродненский облисполком

Минской области

52,0

53,2

54,0

54,9

55,8

Минский облисполком

Могилевской области

50,8

53,9

54,6

55,6

56,5

Могилевский облисполком

г. Минска

65,6

67,1

68,0

69,2

70,4

Минский горисполком

Содействие развитию субъектов малого и среднего предпринимательства

5. Удельный вес выручки от реализации продукции, товаров, работ, услуг юридических лиц - субъектов малого и среднего предпринимательства в общем объеме выручки от реализации продукции, товаров, работ, услуг:

процентов

Республики Беларусь

37,2

37,7

38,6

39,8

41,3

Минэкономики

Брестской области

32,4

33,0

33,9

35,0

36,4

Брестский облисполком

Витебской области

27,0

27,5

28,3

29,2

30,3

Витебский облисполком

Гомельской области

18,0

18,3

18,8

19,4

20,2

Гомельский облисполком

Гродненской области

26,9

27,4

28,2

29,1

30,2

Гродненский облисполком

Минской области

41,2

42,0

43,2

44,6

46,3

Минский облисполком

Могилевской области

27,8

28,3

29,1

30,0

31,2

Могилевский облисполком

г. Минска

49,4

50,4

51,8

53,5

55,6

Минский горисполком

Совершенствование инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства

6. Количество центров поддержки предпринимательства:

единиц

в Республике Беларусь

91

98

104

109

114

Минэкономики

в Брестской области

8

10

12

13

15

Брестский облисполком

в Витебской области

7

8

9

10

11

Витебский облисполком

в Гомельской области

8

9

10

11

12

Гомельский облисполком

в Гродненской области

20

20

20

20

20

Гродненский облисполком

в Минской области

16

18

20

21

22

Минский облисполком

в Могилевской области

9

10

10

11

11

Могилевский облисполком

в г. Минске

23

23

23

23

23

Минский горисполком

7. Количество инкубаторов малого предпринимательства:

единиц

в Республике Беларусь

23

28

30

35

38

Минэкономики

в Брестской области

2

2

3

3

4

Брестский облисполком

в Витебской области

2

3

3

4

4

Витебский облисполком

в Гомельской области

2

3

3

4

4

Гомельский облисполком

в Гродненской области

2

3

3

4

4

Гродненский облисполком

в г. Минске

7

8

8

9

9

Минский горисполком

в Минской области

4

5

5

6

7

Минский облисполком

в Могилевской области

4

4

5

5

6

Могилевский облисполком

8. Количество проведенных центрами поддержки предпринимательства обучающих курсов:

единиц

в Республике Беларусь

3160

3290

3410

3520

3610

Минэкономики

в Брестской области

140

180

220

240

270

Брестский облисполком

в Витебской области

120

140

160

180

200

Витебский облисполком

в Гомельской области

140

160

180

200

220

Гомельский облисполком

в Гродненской области

360

360

360

360

360

Гродненский облисполком

в г. Минске

1860

1860

1860

1860

1860

Минский горисполком

в Минской области

300

320

360

380

400

Минский облисполком

в Могилевской области

240

270

270

300

300

Могилевский облисполком

Формирование позитивного отношения к предпринимательской инициативе граждан

9. Количество созданных юридических лиц - субъектов малого и среднего предпринимательства на 1 тыс. действующих юридических лиц - субъектов малого и среднего предпринимательства:

единиц

в Республике Беларусь

77,8

78,5

80,1

80,8

83,0

Минэкономики

в Брестской области

60,4

61,0

62,2

62,7

64,4

Брестский облисполком

в Витебской области

55,7

56,2

57,3

57,8

59,4

Витебский облисполком

в Гомельской области

67,1

67,8

69,1

69,7

71,6

Гомельский облисполком

в Гродненской области

49,4

49,9

50,9

51,3

52,7

Гродненский облисполком

в Минской области

70,1

70,8

72,2

72,8

74,8

Минский облисполком

в Могилевской области

68,2

68,8

70,2

70,8

72,7

Могилевский облисполком

в г. Минске

102,2

103,2

105,2

106,1

109,0

Минский горисполком

Приложение 2

к Государственной программе
«Малое и среднее предпринимательство
в Республике Беларусь»
на 2016-2020 годы

Мероприятия Государственной программы «Малое и среднее предпринимательство в Республике Беларусь» на 2016-2020 годы

(млн. рублей)

Наименование мероприятий

Срок выполнения,
годы

Заказчик

Источники финансирования

Объемы финансирования

всего

в том числе по годам

2016

2017

2018

2019

2020

Улучшение деловой среды

1. Разработка стратегии развития малого и среднего предпринимательства на период до 2030 года

2017

Минэкономики

-

-

-

-

-

-

2. Подготовка предложений о внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь от 1 июля 2010 года «О поддержке малого и среднего предпринимательства» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2010 г., № 170, 2/1703) в части корректировки критериев отнесения к субъектам малого предпринимательства, совершенствования финансовой и нефинансовой их поддержки

2017

Минэкономики, облисполкомы, Минский горисполком

-

-

-

-

-

-

3. Подготовка предложений о внесении изменений и дополнений в Указ Президента Республики Беларусь от 21 мая 2009 г. № 255 «О некоторых мерах государственной поддержки малого предпринимательства» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2009 г., № 131, 1/10713) в части корректировки критериев отнесения к субъектам малого предпринимательства, совершенствования финансовой и нефинансовой их поддержки

2016

»

-

-

-

-

-

-

4. Подготовка предложений о внесении изменений (дополнений) в Указ Президента Республики Беларусь от 21 июня 2011 г. № 261 «О создании открытого акционерного общества «Банк развития Республики Беларусь» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2011 г., № 71, 1/12628) в части оказания ОАО «Банк развития Республики Беларусь» финансовой поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства путем пре-доставления кредитов, приобретения облигаций юридических лиц, товаров для их передачи в финансовую аренду (лизинг), размещения в банках вкладов (депозитов), предоставления гарантий, кредитования оборотного капитала субъектов малого и среднего предпринимательства

2016

Минэкономики, ОАО «Банк развития Республики Беларусь»

-

-

-

-

-

-

5. Сокращение количества административных процедур, оптимизация сроков их осуществления и платы за их совершение

2016-2020

Минэкономики

-

-

-

-

-

-

6. Внедрение основ процедуры оценки регулирующего воздействия в отношении административных процедур для бизнеса

2016-2017

»

-

-

-

-

-

-

7. Создание электронного реестра административных процедур

2016-2018

»

-

-

-

-

-

-

8. Актуализация, техническая поддержка и сопровождение электронного реестра административных процедур

2018-2020

»

республиканский бюджет

3 187,6

-

-

1 000,0

1 064,0

1 123,6

9. Реализация мероприятий по улучшению позиции Республики Беларусь в мировом рейтинге «Ведение бизнеса»

2016-2020

»

-

-

-

-

-

-

10. Создание системы оценки эффективности деятельности руководителей республиканских и местных органов управления по созданию благоприятных условий для предпринимательской деятельности

2016

»

-

-

-

-

-

-

11. Проведение ежегодной оценки эффективности деятельности руководителей республиканских и местных органов управления по созданию благоприятных условий для предпринимательской деятельности

2017-2020

»

-

-

-

-

-

-

12. Создание рабочей группы по выработке и внесению предложений в Совет Министров Республики Беларусь по созданию гарантийных фондов

2016

Минэкономики, облисполкомы, Минский горисполком

-

-

-

-

-

-

13. Активизация диалога бизнеса и государства путем перехода на системную (плановую) работу общественно-консультативных и экспертных советов (иных структур), созданных при государственных органах, по вопросам осуществления предпринимательской деятельности

2016-2020

»

-

-

-

-

-

-

Итого

республиканский бюджет

3 187,6

-

-

1 000,0

1 064,0

1 123,6

Содействие развитию субъектов малого и среднего предпринимательства

14. Оказание государственной финансовой поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства

2016-2020

Минэкономики, облисполкомы, Минский горисполком, Белорусский фонд финансовой поддержки предпринимателей (далее - БФФПП)

республиканский бюджет (в том числе средства, выделяемые БФФПП)

127 668,5

22 920,6

24 013,0

24 948,5

26 859,8

28 926,6

местные бюджеты

733 088,5

92 816,5

150 494,0

158 055,0

163 862,0

167 861,0

из них:

Брестская область

110 845,0

9 945,0

22 800,0

24 500,0

26 100,0

27 500,0

Витебская область

88 475,5

2 476,5

19 461,0

20 853,0

22 247,0

23 438,0

Гомельская область

37 815,0

6 380,0

7 063,0

7 643,5

8 124,0

8 604,5

Гродненская область

37 468,0

-

8 015,0

8 883,5

9 851,0

10 718,5

Минская область

70 970,0

14 600,0

14 000,0

13 500,0

14 470,0

14 400,0

Могилевская область

147 680,0

12 580,0

31 600,0

34 500,0

34 500,0

34 500,0

г. Минск

239 835,0

46 835,0

47 555,0

48 175,0

48 570,0

48 700,0

Итого

860 757,0

115 737,1

174 507,0

183 003,5

190 721,8

196 787,6

15. Реализация программы финансовой поддержки малого и среднего предпринимательства ОАО «Банк развития Республики Беларусь»

2016-2020

ОАО «Банк развития Республики Беларусь»

средства ОАО «Банк развития Республики Беларусь»

5 000 000,0

800 000,0

900 000,0

1 000 000,0

1 100 000,0

1 200 000,0

Итого

5 860 757,0

915 737,1

1 074 507,0

1 183 003,5

1 290 721,8

1 396 787,6

в том числе:

республиканский бюджет (в том числе средства, выделяемые БФФПП)

127 668,5

22 920,6

24 013,0

24 948,5

26 859,8

28 926,6

местные бюджеты

733 088,5

92 816,5

150 494,0

158 055,0

163 862,0

167 861,0

из них:

Брестская область

110 845,0

9 945,0

22 800,0

24 500,0

26 100,0

27 500,0

Витебская область

88 475,5

2 476,5

19 461,0

20 853,0

22 247,0

23 438,0

Гомельская область

37 815,0

6 380,0

7 063,0

7 643,5

8 124,0

8 604,5

Гродненская область

37 468,0

-

8 015,0

8 883,5

9 851,0

10 718,5

Минская область

70 970,0

14 600,0

14 000,0

13 500,0

14 470,0

14 400,0

Могилевская область

147 680,0

12 580,0

31 600,0

34 500,0

34 500,0

34 500,0

г. Минск

239 835,0

46 835,0

47 555,0

48 175,0

48 570,0

48 700,0

средства ОАО «Банк развития Республики Беларусь»

5 000 000,0

800 000,0

900 000,0

1 000 000,0

1 100 000,0

1 200 000,0

Совершенствование инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства

16. Совершенствование деятельности БФФПП

2016

Минэкономики

-

-

-

-

-

-

17. Совершенствование критериев присвоения соискателям статуса центра поддержки предпринимательства и инкубатора малого предпринимательства

2016

Минэкономики, облисполкомы, Минский горисполком

-

-

-

-

-

-

18. Создание системы постоянного мониторинга эффективности деятельности субъектов инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства

2016

»

-

-

-

-

-

-

19. Создание центров поддержки малого и среднего предпринимательства на территории районов с численностью населения свыше 30 тыс. человек

2016-2020

облисполкомы

-

-

-

-

-

-

20. Создание инкубаторов малого предпринимательства

2016-2020

облисполкомы, Минский горисполком

-

-

-

-

-

-

21. Наращивание потенциала субъектов инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства в целях реализации ими задач по поддержке малого и среднего предпринимательства

2016-2020

»

местные бюджеты

42 035,0

7 095,0

7 745,0

8 450,0

9 035,0

9 710,0

из них:

Брестская область

12 645,0

35,0

2 850,0

3 060,0

3 260,0

3 440,0

Витебская область

15 940,0

5 100,0

2 450,0

2 630,0

2 800,0

2 960,0

Гомельская область

1 950,0

380,0

385,0

390,0

395,0

400,0

Гродненская область

7 800,0

1 000,0

1 360,0

1 570,0

1 780,0

2 090,0

Минская область

500,0

80,0

100,0

100,0

100,0

120,0

Могилевская область

2 200,0

300,0

400,0

500,0

500,0

500,0

г. Минск

1 000,0

200,0

200,0

200,0

200,0

200,0

22. Развитие и продвижение интернет-сайтов субъектов инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства

2016-2020

»

местные бюджеты

213,5

10,0

35,5

48,2

56,0

63,8

из них:

Брестская область

 26,5

 -

 5,5

 6,2

 7,0

 7,8

Витебская область

135,0

10,0

20,0

30,0

35,0

40,0

Гомельская область

-

-

-

-

-

-

Гродненская область

52,0

-

10,0

12,0

14,0

16,0

Минская область

-

-

-

-

-

-

Могилевская область

-

-

-

-

-

-

г. Минск

-

-

-

-

-

-

23. Информационное обеспечение субъектов инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства путем предоставления и актуализации справочно-правовых систем

2016-2020

»

местные бюджеты

2 448,0

320,0

489,0

516,0

545,0

578,0

из них:

Брестская область

503,0

-

114,0

122,0

130,0

137,0

Витебская область

335,0

60,0

65,0

67,0

70,0

73,0

Гомельская область

-

-

-

-

-

-

Гродненская область

95,0

-

20,0

22,0

25,0

28,0

Минская область

-

-

-

-

-

-

Могилевская область

340,0

60,0

70,0

70,0

70,0

70,0

г. Минск

1 175,0

200,0

220,0

235,0

250,0

270,0

24. Привлечение субъектов инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства к реализации мероприятий по развитию предпринимательства в регионах, проводимых государственными органами

2016-2020

Минэкономики, облисполкомы, Минский горисполком

-

-

-

-

-

-

25. Проведение обучающих мероприятий, семинаров и круглых столов для руководителей и специалистов субъектов инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства

2016-2020

облисполкомы, Минский горисполком

-

-

-

-

-

-

26. Ежегодное проведение форума по подведению итогов работы субъектов инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства и определению задач на очередной год

2016-2020

Минэкономики, облисполкомы, Минский горисполком

-

-

-

-

-

-

27. Исследование потребности субъектов малого и среднего предпринимательства в услугах по поддержке предпринимательства

2016

»

-

-

-

-

-

-

28. Разработка комплекса мер по совершенствованию профессиональных навыков субъектов малого и среднего предпринимательства

2016-2017

»

-

-

-

-

-

-

Итого

местные бюджеты

44 696,5

7 425,0

8 269,5

9 014,2

9 636,0

10 351,8

из них:

Брестская область

13 174,5

35,0

2 969,5

3 188,2

3 397,0

3 584,8

Витебская область

16 410,0

5 170,0

2 535,0

2 727,0

2 905,0

3 073,0

Гомельская область

1 950,0

380,0

385,0

390,0

395,0

400,0

Гродненская область

7 947,0

1 000,0

1 390,0

1 604,0

1 819,0

2 134,0

Минская область

500,0

80,0

100,0

100,0

100,0

120,0

Могилевская область

2 540,0

360,0

470,0

570,0

570,0

570,0

г. Минск

2 175,0

400,0

420,0

435,0

450,0

470,0

Формирование позитивного отношения к предпринимательской инициативе граждан

29. Реализация БФФПП задач по направлениям, определяемым в соответствии с законодательством

2016-2020

Минэкономики (БФФПП)

собственные средства БФФПП

109 300,0

18 800,0

21 500,0

24 000,0

25 000,0

20 000,0

30. Подготовка и распространение методических пособий, каталогов, справочных изданий, иной полиграфической (электронной) продукции, видеоматериалов по организации и осуществлению предпринимательской деятельности в Республике Беларусь

2016-2020

облисполкомы, Минский горисполком

местные бюджеты

2 555,8

307,8

489,0

559,5

587,0

612,5

из них:

Брестская область

251,0

-

57,0

61,0

65,0

68,0

Витебская область

267,0

50,0

50,0

52,0

56,0

59,0

Гомельская область

246,0

46,0

47,0

49,0

51,0

53,0

Гродненская область

77,3

7,3

10,0

15,0

20,0

25,0

Минская область

360,0

50,0

100,0

60,0

70,0

80,0

Могилевская область

1 039,5

104,5

170,0

262,5

255,0

247,5

г. Минск

315,0

50,0

55,0

60,0

70,0

80,0

31. Проведение бирж субконтрактов в промышленности

2016-2020

Минэкономики

республиканский бюджет

205,3

35,0

38,4

41,4

44,0

46,5

32. Организационно-информационная поддержка стартап-движения в Республике Беларусь

2016-2020

Минэкономики, облисполкомы, Минский горисполком

местные бюджеты

4 750,0

580,0

892,0

1 052,0

1 084,0

1 142,0

из них:

Брестская область

767,5

2,5

177,0

187,5

196,0

204,5

Витебская область

437,5

42,5

85,0

94,5

103,0

112,5

Гомельская область

250,0

50,0

50,0

50,0

50,0

50,0

Гродненская область

145,0

15,0

25,0

30,0

35,0

40,0

Минская область

622,5

97,5

110,0

142,5

135,0

137,5

Могилевская область

1 210,0

160,0

210,0

280,0

280,0

280,0

г. Минск

1 317,5

212,5

235,0

267,5

285,0

317,5

33. Обслуживание и продвижение интернет-сайтов облисполкомов, Минского горисполкома по вопросам содействия развитию и поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства

2016-2020

облисполкомы, Минский горисполком

местные бюджеты

1 550,0

260,0

290,0

320,0

330,0

350,0

из них:

Брестская область

-

-

-

-

-

-

Витебская область

-

-

-

-

-

-

Гомельская область

-

-

-

-

-

-

Гродненская область

-

-

-

-

-

-

Минская область

540,0

100,0

100,0

100,0

110,0

130,0

Могилевская область

1 010,0

160,0

190,0

220,0

220,0

220,0

г. Минск

-

-

-

-

-

-

34. Освещение в печатных и электронных средствах массовой информации, радио- и телепередачах информации по актуальным вопросам развития и поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, а также организация и проведение тематических прямых и «горячих» телефонных линий и иных мероприятий с участием прессы

2016-2020

Минэкономики, облисполкомы, Минский горисполком

местные бюджеты

1 401,5

271,5

275,0

280,0

285,0

290,0

из них:

Брестская область

-

-

-

-

-

-

Витебская область

900,0

180,0

180,0

180,0

180,0

180,0

Гомельская область

501,5

91,5

95,0

100,0

105,0

110,0

Гродненская область

-

-

-

-

-

-

Минская область

-

-

-

-

-

-

Могилевская область

-

-

-

-

-

-

г. Минск

-

-

-

-

-

-

35. Проведение ярмарки инновационных идей, бизнес-форумов, круглых столов с участием представителей общественных объединений предпринимателей по вопросам развития предпринимательства, семинаров по правовым и финансовым основам предпринимательской деятельности

2016-2020

облисполкомы, Минский горисполком

местные бюджеты

1 990,0

320,0

360,0

385,0

455,0

470,0

из них:

Брестская область

-

-

-

-

-

-

Витебская область

300,0

50,0

55,0

60,0

65,0

70,0

Гомельская область

-

-

-

-

-

-

Гродненская область

-

-

-

-

-

-

Минская область

170,0

20,0

30,0

30,0

40,0

50,0

Могилевская область

-

-

-

-

-

-

г. Минск

1 520,0

250,0

275,0

295,0

350,0

350,0

36. Разработка и реализация комплекса мер по развитию школьных бизнес-компаний

2016-2020

Минэкономики, Минобразование, облисполкомы, Минский горисполком

-

-

-

-

-

-

37. Подготовка ежегодного отчета о состоянии малого и среднего предпринимательства

2016-2020

Минэкономики, облисполкомы, Минский горисполком

-

-

-

-

-

-

38. Создание и развитие специализированного веб-портала для бизнеса

2016-2018

Минэкономики (БФФПП)

собственные средства БФФПП

1 700,0

200,0

1 500,0

-

-

-

39. Проведение национального конкурса «Предприниматель года»

2016-2020

Минэкономики, облисполкомы, Минский горисполком

республиканский бюджет

4 294,2

732,3

804,1

865,2

920,5

972,1

местные бюджеты

2 362,5

367,5

420,0

472,5

525,0

577,5

из них:

Брестская область

337,5

52,5

60,0

67,5

75,0

82,5

Витебская область

337,5

52,5

60,0

67,5

75,0

82,5

Гомельская область

337,5

52,5

60,0

67,5

75,0

82,5

Гродненская область

337,5

52,5

60,0

67,5

75,0

82,5

Минская область

337,5

52,5

60,0

67,5

75,0

82,5

Могилевская область

337,5

52,5

60,0

67,5

75,0

82,5

г. Минск

337,5

52,5

60,0

67,5

75,0

82,5

Итого

6 656,7

1 099,8

1 224,1

1 337,7

1 445,5

1 549,6

Всего

130 109,3

21 874,1

26 568,5

27 975,6

29 230,5

24 460,6

в том числе:

республиканский бюджет

4 499,5

767,3

842,5

906,6

964,5

1 018,6

местные бюджеты

14 609,8

2 106,8

2 726,0

3 069,0

3 266,0

3 442,0

из них:

Брестская область

1 356,0

55,0

294,0

316,0

336,0

355,0

Витебская область

2 242,0

375,0

430,0

454,0

479,0

504,0

Гомельская область

1 335,0

240,0

252,0

266,5

281,0

295,5

Гродненская область

559,8

74,8

95,0

112,5

130,0

147,5

Минская область

2 030,0

320,0

400,0

400,0

430,0

480,0

Могилевская область

3 597,0

477,0

630,0

830,0

830,0

830,0

г. Минск

3 490,0

565,0

625,0

690,0

780,0

830,0

собственные средства БФФПП

111 000,0

19 000,0

23 000,0

24 000,0

25 000,0

20 000,0

Всего по Государственной программе

6 038 750,4

945 036,2

1 109 345,0

1 220 993,3

1 330 652,3

1 432 723,6

в том числе:

республиканский бюджет

135 355,6

23 687,9

24 855,5

26 855,1

28 888,3

31 068,8

из них средства, выделяемые БФФПП

127 668,5

22 920,6

24 013,0

24 948,5

26 859,8

28 926,6

местные бюджеты

792 394,8

102 348,3

161 489,5

170 138,2

176 764,0

181 654,8

из них:

Брестская область

125 375,5

10 035,0

26 063,5

28 004,2

29 833,0

31 439,8

Витебская область

107 127,5

8 021,5

22 426,0

24 034,0

25 631,0

27 015,0

Гомельская область

41 100,0

7 000,0

7 700,0

8 300,0

8 800,0

9 300,0

Гродненская область

45 974,8

1 074,8

9 500,0

10 600,0

11 800,0

13 000,0

Минская область

73 500,0

15 000,0

14 500,0

14 000,0

15 000,0

15 000,0

Могилевская область

153 817,0

13 417,0

32 700,0

35 900,0

35 900,0

35 900,0

г. Минск

245 500,0

47 800,0

48 600,0

49 300,0

49 800,0

50 000,0

средства ОАО «Банк развития Республики Беларусь»

5 000 000,0

800 000,0

900 000,0

1 000 000,0

1 100 000,0

1 200 000,0

собственные средства БФФПП

111 000,0

19 000,0

23 000,0

24 000,0

25 000,0

20 000,0

Приложение 3

к Государственной программе
«Малое и среднее предпринимательство
в Республике Беларусь»
на 2016-2020 годы

ПЛАН
действий по улучшению рейтинговых позиций Республики Беларусь в отчете Всемирного банка «Ведение бизнеса»

I. Индикаторы ведения бизнеса

Наименование индикаторов

Значение индикатора

Государственные органы, иные организации, критерием оценки деятельности руководителей которых является  достижение значения индикатора

в отчете
«Ведение бизнеса 2015»

в отчете
«Ведение бизнеса 2016»

к концу 2020 года

Показатель «Регистрация предприятий»

1. Процедуры (количество)

5

3

2

Минюст, Национальный банк, МНС

2. Стоимость регистрации (процентов дохода на душу населения)

0,8

0,9

0,3

Минюст, Минфин, ОАЦ, Минсвязи, МНС

3. Срок регистрации (дней)

9

3

2

Минюст, Национальный банк, МНС

4. Минимальный оплаченный капитал (процентов валового дохода на душу населения)

-

-

-

Минюст

Показатель «Получение разрешений на строительство»

5. Процедуры (количество)

16

16

10

Минстройархитектуры, Минжилкомхоз

6. Стоимость (процентов от стоимости товарного склада)

0,8

0,8

0,7

Минстройархитектуры

7. Срок (дней)

115

115

100

Минстройархитектуры, Госстандарт, облисполкомы, Минский горисполком

8. Индекс качества строительного контроля (0-15)

12

12

13

Минстройархитектуры, Госстандарт

Показатель «Подключение к системе электроснабжения»

9. Процедуры (количество)

7

7

4

Минэнерго, ГПО «Белэнерго»

10. Стоимость (процентов дохода на душу населения)

364,10

296,20

100*

Минэнерго, ГПО «Белэнерго», Минэкономики

11. Срок (дней)

112

112

100

Минэнерго, ГПО «Белэнерго»

12. Индекс надежности электроснабжения и прозрачности тарифов (0-8)

-

7

8

Минэнерго, ГПО «Белэнерго», Минэкономики

Показатель «Регистрация собственности»

13. Процедуры (количество)

2

2

2

Госкомимущество

14. Стоимость (процентов от стоимости объекта недвижимости)

-

-

-

»

15. Срок (дней)

4

3

2

»

16. Индекс качества системы управления земельными ресурсами (0-30)

-

21,5

27,5

Госкомимущество, иные республиканские органы государственного управления, государственные организации, подчиненные Правительству Республики Беларусь, Минский горисполком, облисполкомы

Показатель «Получение кредита»

17. Индекс юридических прав (0-12)

2

2

5

Национальный банк

18. Индекс кредитной информации (0-8)

6

6

7

»

19. Количество взрослого населения, находящегося на учете в государственном реестре кредитоспособности (процентов)

64,5

66,9

100

»

20. Количество взрослого населения, находящегося на учете в частных бюро (процентов)

-

-

-

»

Показатель «Защита миноритарных инвесторов»

21. Индекс уровня защиты миноритарных инвесторов (0-10)

5,2

5,8

9,0

Минэкономики

22. Индекс столкновения интересов (0-10)

5,0

5,0

9,3

»

23. Индекс открытости (0-10)

7

7

10

»

24. Индекс ответственности директора (0-10)

-

-

10

»

25. Индекс благоприятности условий для судебного преследования руководителей компании акционерами (0-10)

-

8,0

8,0

»

26. Индекс акционерного управления (0-10)

5,3

6,7

8,6

»

27. Индекс прав акционеров (0-10)

5,5

6,0

7,0

»

28. Индекс развития структуры управления (0-10,5)

7,0

8,0

10

»

29. Индекс корпоративной прозрачности (0-10)

3,5

6,0

9,0

»

Показатель «Налогообложение»

30. Налоговые выплаты (количество)

7

7

7

Минфин, МНС

31. Время (часов)

183

176

165

МНС, Минфин

32. Общая налоговая ставка (процентов прибыли)

51,8

51,8

51,8

Минфин, МНС

33. Налог на прибыль (процентов прибыли)

11,90

11,70

11,70

»

34. Налог и выплаты на зарплату (процентов прибыли)

39,0

39,0

39,0

»

35. Другие налоги (процентов прибыли)

1,0

1,1

1,1

»

Показатель «Международная торговля»

36. Время на экспорт: пограничный и таможенный контроль (часов)

5

5

1

ГТК, Госпогранкомитет, иные государственные органы, осуществляющие контроль в пунктах пропуска

37. Стоимость экспорта: пограничный и таможенный контроль (долларов США)

148

148

120

ГТК, иные государственные органы, осуществляющие контроль в пунктах пропуска

38. Время на экспорт: оформление документов (часов)

4

4

2

»

39. Стоимость экспорта: оформление документов (долларов США)

87

87

70

»

40. Время на импорт: пограничный и таможенный контроль (часов)

1

1

1

ГТК, Госпогранкомитет, иные государственные органы, осуществляющие контроль в пунктах пропуска

41. Стоимость импорта: пограничный и таможенный контроль (долларов США)

-

-

-

ГТК, иные государственные органы, осуществляющие контроль в пунктах пропуска

42. Время на импорт: оформление документов (часов)

4

4

2

»

43. Стоимость импорта: оформление документов (долларов США)

-

-

-

»

Показатель «Обеспечение исполнения контрактов»

44. Срок (дней)

275

275

275

Верховный Суд, Минюст

45. Судебные издержки (процентов от стоимости иска)

23,4

23,4

23,4

Верховный Суд, Минюст, Минфин

46. Индекс качества системы судопроизводства (0-18)

9

9

13

Верховный Суд, Минюст

Показатель «Разрешение неплатежеспособности»

47. Коэффициент возврата средств (центов на доллар США)

37,3

37,6

38

Минэкономики

48. Срок (годы)

3

3

1,8

»

49. Стоимость (процентов от стоимости объекта недвижимости)

22

22

22

»

50. Конечный исход процесса (0 баллов для продажи имущества по частям и 1 балл для продажи действующего предприятия)

1

1

1

Минэкономики, Верховный Суд

51. Индекс эффективности нормативной правовой базы
(0-16)

9

9

12

Минэкономики

52. Индекс открытия производства по делу о несостоятельности (0-3)

2,0

2,0

2,5

Минэкономики, Верховный Суд

53. Индекс управления имуществом должника (0-6)

5,5

5,5

5,5

Минэкономики, Госкомимущество

54. Индекс процедуры реорганизации (0-3)

0,5

0,5

1

Минэкономики

55. Индекс участия кредиторов (0-4)

1,0

1,0

3

Минэкономики, Национальный банк

II. Мероприятия по достижению значений индикаторов

Наименование мероприятий

Форма выполнения

Срок  выполнения

Ответственные  исполнители

Показатель «Регистрация предприятия»

1. Установление возможности для субъектов хозяйствования подачи документов, необходимых для открытия текущего (расчетного) счета в банке, при прохождении процедуры государственной регистрации

внесение изменений в Декрет Президента Республики Беларусь от 16 января 2009 г. № 1 «О государственной регистрации и ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2009 г., № 17, 1/10418)

июнь 2016 г.

Минюст, Национальный банк

2. Минимизация стоимости услуг, связанных с оформлением ключей электронной цифровой подписи, их выдачей и переоформлением

проработка вопроса об оптимизации стоимости услуг, связанных с оформлением ключей электронной цифровой подписи, их выдачей и переоформлением

2016-2018 годы

ОАЦ, Минфин, Минсвязи, Минюст, МНС, иные заинтересованные

внесение изменений в нормативные правовые акты, прейскурант на электронные услуги

3. Мониторинг реализации настоящего плана действий по показателю «Регистрация предприятий»

представление информации в Минэкономики

ежегодно до 10 января года, следующего за отчетным

Минюст

Показатель «Получение разрешений на строительство»

4. Сокращение количества административных процедур, необходимых для получения разрешений на строительство

внесение изменений в нормативные правовые акты

2016-2018 годы

Минстройархитектуры, Минжилкомхоз

5. Сокращение количества дней, необходимых для получения разрешений на строительство

»

2016-2018 годы

Минстройархитектуры, Госстандарт

6. Проведение информационно-разъяснительной работы о порядке проведения контроля и надзора в строительстве

проведение конференций, круглых столов, иных мероприятий

2016-2017 годы

Минстройархитектуры

проведение разъяснительной работы с экспертами Всемирного банка

публикации в средствах массовой информации

7. Мониторинг реализации настоящего плана действий по показателю «Получение разрешений на строительство»

представление информации в Минэкономики

ежегодно до 10 января года, следующего за отчетным

»

Показатель «Подключение к системе электроснабжения»

8. Практическая реализация принципа «одно окно» при подключении электроустановок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к электрическим сетям энергоснабжающих организаций ГПО «Белэнерго»

внесение изменений в нормативные правовые акты (в части изменения ставок за подключение)

2016-2020 годы

Минэнерго, ГПО «Белэнерго», Минэкономики

проведение информационно-разъяснительной работы в целях увеличения доли субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих подключение электроустановок к электрическим сетям энергоснабжающих организаций ГПО «Белэнерго» по принципу «одно окно»

Минэнерго, ГПО «Белэнерго»

9. Мониторинг реализации настоящего плана действий по показателю «Подключение к системе электроснабжения»

представление информации в Минэкономики

ежегодно до 10 января года, следующего за отчетным

Минэнерго

Показатель «Регистрация собственности»

10. Исключение необходимости получения выписки из регистрационной книги для заключения договора отчуждения недвижимого имущества коммерческими организациями

внесение изменений в постановление Совета Министров Республики Беларусь от 17 февраля 2012 г. № 156 «Об утверждении единого перечня административных процедур, осуществляемых государственными органами и иными организациями в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, внесении дополнения в постановление Совета Министров Республики Беларусь от 14 февраля 2009 г. № 193 и признании утратившими силу некоторых постановлений Совета Министров Республики Беларусь» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2012 г., № 35, 5/35330)

январь 2016 г.

Госкомимущество

внесение дополнений в постановление Комитета по земельным ресурсам, геодезии и картографии при Совете Министров Республики Беларусь от 4 июля 2003 г. № 6 «Об утверждении Инструкции о выписке из регистрационной книги» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2003 г., № 80, 8/9777)

11. Законодательное закрепление понятия «электронная копия бумажного документа»

внесение изменений в Закон Республики Беларусь от 22 июля 2002 года «О государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2002 г., № 87, 2/882)

декабрь 2020 г.

Госкомимущество, Минсвязи

12. Законодательное закрепление статуса публичной кадастровой карты

постановление Госкомимущества

июнь 2016 г.

Госкомимущество

13. Введение публичной кадастровой карты в промышленную эксплуатацию

использование публичной кадастровой карты в установленном порядке

декабрь 2016 г.

»

14. Популяризация использования кадастровой карты

информационное сопровождение, проведение рекламной кампании

2016-2020 годы

»

15. Формирование общедоступных обобщенных данных о сделках с недвижимым имуществом в системе государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним

создание на официальном интернет-сайте Национального кадастрового агентства раздела, посвященного статистике в сфере государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним, для размещения соответствующих данных

декабрь 2016 г.

»

передача статистических данных средствам массовой информации для их широкой огласки

ежегодно

продолжение публикации статистических данных в годовых отчетах Национального кадастрового агентства

ежегодно

16. Увеличение количества зарегистрированных объектов недвижимого имущества

проведение мероприятий, стимулирующих осуществление государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним

2016-2020 годы

Госкомимущество, иные органы государственного управления, государственные организации, подчиненные Правительству Республики Беларусь, Минский горисполком, облисполкомы

17. Улучшение показателя субиндикатора «Индекс механизмов разрешения земельных споров» индикатора «Индекс качества системы управления земельными ресурсами»

сбор и размещение в глобальной компьютерной сети Интернет данных о количестве земельных споров, рассматриваемых в судах первой инстанции, обобщенных Верховным Судом

ежегодно

Госкомимущество

18. Проведение широкой разъяснительной работы о совершенствовании системы государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним

проведение конференций, круглых столов, иных мероприятий

2016-2020 годы

»

анкетирование участников рынка недвижимого имущества

публикации в средствах массовой информации

19. Мониторинг реализации настоящего плана действий по показателю «Регистрация собственности»

представление информации в Минэкономики

ежегодно до 10 января года, следующего за отчетным

»

Показатель «Получение кредита»

20. Создание реестра движимого имущества, обремененного залогом, разработка правовой основы для его функционирования

издание Указа Президента Республики Беларусь «О реестре движимого имущества, обремененного залогом»

декабрь 2016 г.

Национальный банк

принятие постановления Совета Министров Республики Беларусь и Национального банка, устанавливающего порядок формирования и ведения реестра движимого имущества, обремененного залогом

обеспечение разработки и ведения реестра движимого имущества, обремененного залогом

21. Расширение круга обременений движимого имущества, информация о которых подлежит внесению в реестр

внесение изменений и дополнений в Указ Президента Республики Беларусь от 31 декабря 2015 г. № 539 «О реестре движимого имущества, обремененного залогом» (Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 15.01.2016, 1/16208)

2016-2020 годы

»

техническая доработка реестра движимого имущества, обремененного залогом

22. Обеспечение единообразного подхода при предоставлении республиканскими органами государственного управления в информационный ресурс, содержащий сведения о выполнении юридическими и физическими лицами обязательств по платежам за жилищно-коммунальные услуги, пользование жилыми помещениями и услуги связи, коммерческим займам (розничная продажа товаров в кредит, отсрочка или рассрочка оплаты товаров, реализуемых в розничной торговле), выделяемым организациями и индивидуальными предпринимателями (далее - информационный ресурс), сведений о лицах, имеющих перед организациями и индивидуальными предпринимателями задолженность по обязательствам, и о выполнении этих обязательств

выработка четких критериев отнесения сумм начисленных требований к задолженности (текущей, просроченной или иной) по обязательствам юридического или физического лица

июль 2016 г.

Национальный банк, Минжилкомхоз, Минторг, Минсвязи, Минпром, Белкоопсоюз, иные государственные органы, регулирующие деятельность должников

определение порядка и сроков предоставления сведений в информационный ресурс

23. Обеспечение наполняемости информационного ресурса сведениями о лицах, имеющих перед организациями и индивидуальными предпринимателями задолженность по обязательствам, и о выполнении этих обязательств

предоставление сведений в информационный ресурс в соответствии с Инструкцией о порядке предоставления сведений в информационный ресурс, содержащий сведения о выполнении юридическими и физическими лицами обязательств по платежам за жилищно-коммунальные услуги и услуги связи, коммерческим займам (розничная продажа товаров в кредит, отсрочка или рассрочка оплаты товаров, реализуемых в розничной торговле), выделяемым организациями и индивидуальными предпринимателями, и из данного информационного ресурса, утвержденной постановлением Правления Национального банка Республики Беларусь от 26 апреля 2012 г. № 193 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2012 г., № 59, 8/25649)

2016-2017 годы

»

24. Реализация мероприятий по широкому использованию информационного ресурса, предоставляющего возможность всем заинтересованным получать информацию в электронном виде о задолженности по обязательствам (о выполнении этих обязательств) для определения платежеспособности кредитополучателей (заемщиков)

внесение изменений в нормативные правовые акты (принятие при необходимости нормативных правовых актов)

2016-2019 годы

Национальный банк, иные заинтересованные государственные органы, а также заинтересованные юридические лица (с их согласия)

заключение договоров на предоставление сведений из информационного ресурса

25. Защита прав обеспеченных кредиторов в процедуре банкротства

внесение изменений в нормативные правовые акты

2016-2017 годы

Минэкономики, Национальный банк, МНС, ГТК

26. Мониторинг реализации настоящего плана действий по показателю «Получение кредита»

представление информации в Минэкономики

ежегодно до 10 января года, следующего за отчетным

Национальный банк

Показатель «Защита миноритарных инвесторов»

27. Корректировка норм Закона Республики Беларусь от 9 декабря 1992 года «О хозяйственных обществах» (Ведамасцi Вярхоўнага Савета Рэспублiкi Беларусь, 1992 г., № 35, ст. 552) в части:

подготовка проекта Закона Республики Беларусь «О внесении дополнений и изменений в некоторые законы Республики Беларусь по вопросам хозяйственных обществ»

2016-2019 годы

Минэкономики

открытости общества (привлечение обществом внешнего аудитора для проверки сделок, в которых имеется заинтересованность аффилированных лиц, включение информации о совершении сделки, в которой имеется заинтересованность аффилированных лиц и конфликт интересов, в годовую бухгалтерскую (финансовую) отчетность акционерного общества)

прав акционеров (отнесение к исключительной компетенции общего собрания участников хозяйственного общества решения об определении аудиторской организации, осуществляющей аудит общества, четкое разграничение прав акционеров, владельцев простых (обыкновенных) и привилегированных акций при голосовании в отношении изменения вида и типа принадлежащих им акций)

развития структуры управления (совершенствование структуры совета директоров (установление требования о наличии независимых директоров, создание комитета по аудиту, публичное раскрытие информации о его членах, их ежегодном вознаграждении), закрепление обязательного предложения о выкупе акций у акционеров общества при приобретении 50 процентов акций этого общества)

28. Анализ и обобщение практики применения Закона Республики Беларусь «О хозяйственных обществах» в целях выработки предложений о разрешении корпоративных споров с внесением их в Верховный Суд для возможного учета при систематизации правоприменительной практики до их законодательного закрепления

внесение предложений в Верховный Суд

2016-2019 годы

»

Показатель «Налогообложение»

29. Проработка вопроса об увеличении размера инвестиционного вычета, применяемого при исчислении и уплате налога на прибыль, с учетом возможностей бюджета

внесение изменений и дополнений в Налоговый кодекс Республики Беларусь

2017-2018 годы

МНС, Минфин

30. Улучшение качества электронного декларирования (электронных сервисов для плательщиков)

доработка программного обеспечения

декабрь 2016 г.

МНС

31. Повышение налоговой культуры и грамотности налогоплательщиков

проведение широкой разъяснительной работы (круглых столов, встреч, семинаров, размещение материалов разъяснительного характера) в целях сокращения временных затрат на исчисление и уплату налогов

2016-2017 годы

»

32. Упрощение порядка определения объекта для начисления обязательных страховых взносов в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь

внесение изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь от 29 февраля 1996 года «Об обязательных страховых взносах в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь» (Ведамасцi Вярхоўнага Савета Рэспублiкi Беларусь, 1996 г., № 7, ст. 93) и Закон Республики Беларусь от 5 января 2008 года «О профессиональном пенсионном страховании» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2008 г., № 16, 2/1419)

2017 год

Минтруда и соцзащиты, Фонд социальной защиты населения

33. Разработка программного обеспечения для работы с электронной цифровой подписью и обмена данными с порталом Фонда социальной защиты населения Минтруда и соцзащиты

разработка соответствующего программного обеспечения

2017 год

Фонд социальной защиты населения Минтруда и соцзащиты

34. Мониторинг реализации настоящего плана действий по показателю «Налогообложение»

представление информации в Минэкономики

ежегодно до 10 января года, следующего за отчетным

МНС

Показатель «Международная торговля»

35. Создание на основе программно-технических средств и портальных решений Общегосударственной автоматизированной информационной системы единого портала внешнеторговой деятельности (далее - ЕПВТД), регистрация на котором позволит субъектам хозяйствования выполнять процедуры, связанные с осуществлением внешнеторговых операций, по принципу «одно окно» в электронном формате

оптимизация общих бизнес-процессов в рамках национальных механизмов «одного окна», в частности путем обеспечения однократного представления субъектом хозяйствования государственному органу документов и использования таких документов иными государственными органами

2016-2020 годы

МИД, Минсвязи, ГТК, Госстандарт, Минэкономики, Минсельхозпрод, Белорусская торгово-промышленная палата, Национальный банк

упрощение процедур, связанных с осуществлением внешнеэкономической деятельности, за счет оптимизации документов и сведений, используемых в рамках такой деятельности, информационного обмена между заинтересованными лицами

36. Совершение отдельных таможенных операций таможенными органами посредством информационной системы таможенных органов без участия должностных лиц (автоматизация процесса выпуска товаров)

проведение эксперимента по совершению таможенных операций при помещении товаров под таможенную процедуру экспорта уполномоченными экономическими операторами в автоматическом режиме

2016-2018 годы

ГТК

проведение эксперимента по совершению таможенных операций при помещении товаров под таможенную процедуру таможенного транзита уполномоченными экономическими операторами, таможенными перевозчиками в автоматическом режиме

37. Устранение процедурных и регуляторных барьеров во внешней торговле в соответствии с положениями Соглашения между членами ВТО по упрощению процедур торговли 2013 года

повышение доступности информации о внешнеторговых процедурах (посредством функционирования ЕПВТД)

2016-2020 годы

МИД

совершенствование механизма консультаций в части изменения законодательства, регулирующего внешнеэкономическую деятельность (внедрение механизма оценки регулирующих воздействий в данной сфере)

Минэкономики

сокращение времени нахождения грузовых транспортных средств в пункте пропуска

ГТК, Госпогранкомитет, Минтранс, иные государственные органы, осуществляющие контроль в пунктах пропуска

38. Упрощение порядка проведения и контроля внешнеторговых операций

внесение изменений в Указ Президента Республики Беларусь от 27 марта 2008 г. № 178 «О порядке проведения и контроля внешнеторговых операций» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2008 г., № 80, 1/9574)

декабрь 2016 г.

Минэкономики, Национальный банк

39. Мониторинг реализации настоящего плана действий по показателю «Международная торговля»

представление информации в Минэкономики

ежегодно до 10 января года, следующего за отчетным

МИД

Показатель «Обеспечение исполнения контрактов»

40. Введение электронной системы подачи исковых заявлений в экономические суды на интернет-портале судов общей юрисдикции

разработка сервиса подачи исковых заявлений в экономические суды на интернет-портале судов общей юрисдикции

январь 2017 г.

Верховный Суд

41. Обеспечение общедоступности постановлений (резолютивных частей), вынесенных по экономическим делам, посредством их опубликования на интернет-портале судов общей юрисдикции

разработка сервиса «Банк данных судебных постановлений» на интернет-портале судов общей юрисдикции

январь 2017 г.

»

42. Опубликование статистической отчетности о результатах работы экономических судов

разработка механизма опубликования статистической отчетности о результатах работы экономических судов

2018-2019 годы

»

43. Внедрение механизма вручения ответчику искового заявления в электронном виде

разработка механизма вручения ответчику искового заявления в электронном виде

2018-2019 годы

»

44. Сокращение общего срока рассмотрения коммерческого спора

реализация мероприятий по сокращению общего срока рассмотрения коммерческого спора

2016-2019 годы

Верховный Суд, Минюст

45. Мониторинг реализации настоящего плана действий по показателю «Обеспечение исполнения контрактов»

представление информации в Минэкономики

ежегодно до 10 января года, следующего за отчетным

»

Показатель «Разрешение неплатежеспособности»

46. Стимулирование должника к добровольному и своевременному объявлению несостоятельности

принятие Закона Республики Беларусь «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь «Об экономической несостоятельности (банкротстве)»

декабрь 2017 г.

Минэкономики

47. Упрощение процедуры реализации имущества, в том числе посредством электронных торгов

»

декабрь 2017 г.

»

48. Усиление имущественной ответственности менеджеров за ненадлежащее управление деятельностью субъектов хозяйствования - банкротов

»

декабрь 2017 г.

»

49. Совершенствование системы вознаграждения антикризисных управляющих

»

декабрь 2017 г.

»

50. Сокращение сроков проведения процедур банкротства

»

декабрь 2017 г.

»

51. Совершенствование сервиса по предоставлению информации из Единого реестра сведений о банкротстве

»

декабрь 2017 г.

»

______________________________

* При условии увеличения дохода на душу населения.

Приложение 4

к Государственной программе
«Малое и среднее предпринимательство
в Республике Беларусь»
на 2016-2020 годы

Финансовое обеспечение реализации Государственной программы «Малое и среднее предпринимательство в Республике Беларусь» на 2016-2020 годы

(млн. рублей)

Наименование задач

Источники финансирования

Объемы финансирования

всего

в том числе по годам

2016

2017

2018

2019

2020

1. Улучшение деловой среды

республиканский бюджет

3 187,6

-

-

1 000,0

1 064,0

1 123,6

2. Содействие развитию субъектов малого и среднего предпринимательства

республиканский бюджет (средства, выделяемые Белорусскому фонду финансовой поддержки предпринимателей (далее - БФФПП)

127 668,5

22 920,6

24 013,0

24 948,5

26 859,8

28 926,6

местные бюджеты

733 088,5

92 816,5

150 494,0

158 055,0

163 862,0

167 861,0

из них:

Брестская область

110 845,0

9 945,0

22 800,0

24 500,0

26 100,0

27 500,0

Витебская область

88 475,5

2 476,5

19 461,0

20 853,0

22 247,0

23 438,0

Гомельская область

37 815,0

6 380,0

7 063,0

7 643,5

8 124,0

8 604,5

Гродненская область

37 468,0

-

8 015,0

8 883,5

9 851,0

10 718,5

Минская область

70 970,0

14 600,0

14 000,0

13 500,0

14 470,0

14 400,0

Могилевская область

147 680,0

12 580,0

31 600,0

34 500,0

34 500,0

34 500,0

г. Минск

239 835,0

46 835,0

47 555,0

48 175,0

48 570,0

48 700,0

средства ОАО «Банк развития Республики Беларусь»

5 000 000,0

800 000,0

900 000,0

1 000 000,0

1 100 000,0

1 200 000,0

Итого

5 860 757,0

915 737,1

1 074 507,0

1 183 003,5

1 290 721,8

1 396 787,6

3. Совершенствование инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства

местные бюджеты

44 696,5

7 425,0

8 269,5

9 014,2

9 636,0

10 351,8

из них:

Брестская область

13 174,5

35,0

2 969,5

3 188,2

3 397,0

3 584,8

Витебская область

16 410,0

5 170,0

2 535,0

2 727,0

2 905,0

3 073,0

Гомельская область

1 950,0

380,0

385,0

390,0

395,0

400,0

Гродненская область

7 947,0

1 000,0

1 390,0

1 604,0

1 819,0

2 134,0

Минская область

500,0

80,0

100,0

100,0

100,0

120,0

Могилевская область

2 540,0

360,0

470,0

570,0

570,0

570,0

г. Минск

2 175,0

400,0

420,0

435,0

450,0

470,0

4. Формирование позитивного отношения к предпринимательской инициативе граждан

республиканский бюджет

4 499,5

767,3

842,5

906,6

964,5

1 018,6

местные бюджеты

14 609,8

2 106,8

2 726,0

3 069,0

3 266,0

3 442,0

из них:

Брестская область

1 356,0

55,0

294,0

316,0

336,0

355,0

Витебская область

2 242,0

375,0

430,0

454,0

479,0

504,0

Гомельская область

1 335,0

240,0

252,0

266,5

281,0

295,5

Гродненская область

559,8

74,8

95,0

112,5

130,0

147,5

Минская область

2 030,0

320,0

400,0

400,0

430,0

480,0

Могилевская область

3 597,0

477,0

630,0

830,0

830,0

830,0

г. Минск

3 490,0

565,0

625,0

690,0

780,0

830,0

собственные средства БФФПП

111 000,0

19 000,0

23 000,0

24 000,0

25 000,0

20 000,0

Итого

130 109,3

21 874,1

26 568,5

27 975,6

29 230,5

24 460,6

Всего

6 038 750,4

945 036,2

1 109 345,0

1 220 993,3

1 330 652,3

1 432 723,6

в том числе:

республиканский бюджет

135 355,6

23 687,9

24 855,5

26 855,1

28 888,3

31 068,8

из них средства, выделяемые БФФПП

127 668,5

22 920,6

24 013,0

24 948,5

26 859,8

28 926,6

местные бюджеты

792 394,8

102 348,3

161 489,5

170 138,2

176 764,0

181 654,8

из них:

Брестская область

125 375,5

10 035,0

26 063,5

28 004,2

29 833,0

31 439,8

Витебская область

107 127,5

8 021,5

22 426,0

24 034,0

25 631,0

27 015,0

Гомельская область

41 100,0

7 000,0

7 700,0

8 300,0

8 800,0

9 300,0

Гродненская область

45 974,8

1 074,8

9 500,0

10 600,0

11 800,0

13 000,0

Минская область

73 500,0

15 000,0

14 500,0

14 000,0

15 000,0

15 000,0

Могилевская область

153 817,0

13 417,0

32 700,0

35 900,0

35 900,0

35 900,0

г. Минск

245 500,0

47 800,0

48 600,0

49 300,0

49 800,0

50 000,0

средства ОАО «Банк развития Республики Беларусь»

5 000 000,0

800 000,0

900 000,0

1 000 000,0

1 100 000,0

1 200 000,0

собственные средства БФФПП

111 000,0

19 000,0

23 000,0

24 000,0

25 000,0

20 000,0

У вас недостаточно прав для добавления комментариев.
Возможно, вам необходимо зарегистрироваться на сайте.