Зачем ходить в храм, если Бог у меня в душе? - Администрация Советского района г. Гомеля
Русский
Английский
Белорусский
Немецкий
Французский
Официальный сайт администрации Советского района г. Гомеля
и редакции газеты «Советский район»

Гомель, проспект Речицкий, 6
mail@sovadmin.gov.by

 

Каждую неделю меня спра­шивают о судьбе православ­ной радиопрограммы «Ключ разумения», ведущим которой я был на протяжении последних десяти лет. Скажем так: после отключения прово­дного радио нашему «Ключу» ищут и никак не могут найти место в новой сетке радиовещания. Пока продол­жается этот увлекательный процесс, вы можете присылать свои вопросы, касающиеся православия и религии вообще, в редакцию газеты «Совет­ский район». Я же буду либо отвечать на них сам, либо предоставлять сло­во для ответа известным гомельским священникам. Если на это предложе­ние возникнет массовый спрос, мож­но будет завести в газете постоянную рубрику.

 

Чтобы положить начало нашему общению, давайте рассмотрим вопрос о том, зачем ходить в храм, если, как говорится, Бог у меня в душе? Согла­ситесь, что за этим вопросом скрыва­ется широко распространённая пози­ция. Многие наши современники искренне считают себя верующими людьми, христианами, но при этом не видят ни смысла, ни пользы для себя в продолжительных храмовых богослужениях.

Обращаясь к ним, я бы в первую очередь поинтересовался: «А отку­да вы черпаете уверенность в том, что ваша душа наполнена именно Богом?». Вот, помню, один мой дав­ний знакомый тоже считал себя веру­ющим человеком, однако на жизнь зарабатывал… воровством. В переры­ве между двумя его тюремными сро­ками я спросил: «Неужели твоя вера не мешает тебе воровать?». «Наобо­рот, — ответил он, — помогает. Каж­дый раз, когда я иду на дело, прошу Бога, чтобы помог мне не попасться!».

Жутко, не правда ли? Человек, по сути, выдумал себе удобного «Бога», от которого легко получить «благо­словение» на разные глупости и гадо­сти. Но, скажите, ваши собственные отношения со Всевышним не напо­минают этот же случай? Может, сто­ит себя перепроверить? Где? В Церк­ви, которая хранит многовековой опыт и тщательно разработанную куль­туру богообщения. Слушая в храме Евангелие и комментирующую его проповедь, повторяя слова древних молитв и песнопений, созерцая иконы («богословие в красках»), вдумываясь в суть праздников и подвига святых, о которых нам напоминает церков­ный календарь, мы научаемся рели­гиозной вере. Посещение воскресной школы, библейско-богословских кур­сов и приходских библиотек при этом всячески приветствуется.

Верить в Бога — это не значит толь­ко лишь помнить о Его существова­нии. Подлинно верующий человек любит Бога и стремится исполнить Божью волю. Для сравнения пред­ставьте, что ваш супруг (ваша супру­га) говорит вам: «Я тебя люблю, но твои ценности, желания, интересы и просьбы мне совершенно безразлич­ны. С ними, пожалуйста, иди к сосед­ке (соседу)». Долго ли в таком случае сохранится ваша семья, много ли при­несёт счастья?

О чём же нас просит и к чему при­зывает Христос? Например, Он хочет, чтобы мы регулярно причащались. Собрав апостолов на Тайную вече­рю, Господь взял и благословил хлеб, «…преломил и подал им, говоря: сие есть Тело Моё, которое за вас преда­ётся; сие творите в Моё воспомина­ние. Также и чашу после вечери, гово­ря: сия чаша есть Новый Завет в Моей Крови, которая за вас проливается» (Лк. 22: 19—20). Так было установ­лено таинство Евхаристии или При­чащения, которое с тех пор совер­шается в нашей Церкви. Православ­ные христиане верят, что, причаща­ясь, они не просто вкушают хлеб и вино, они подлинно становятся соте­лесниками и единокровниками Само­го Бога, достигают предельной близо­сти с Ним — по слову Христа, сказав­шего: «Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нём» (Ин. 6: 56).

Иной читатель будет, конечно, изумляться или смеяться по пово­ду вышеизложенного, но тот, кто искренне считает себя христианином, не может эти слова проигнорировать, не совершив насилия над собствен­ной совестью. Христианам запове­дано причащаться. Евхаристия — это то таинство, через которое крещёные люди подтверждают и актуализируют своё членство в Церкви, и совершает­ся оно, как правило, в храме. Или вы прикованы к постели болезнью, муча­етесь от старческой немощи, умира­ете? Тогда священник причастит вас дома или в больнице.

Подумайте ещё вот о чём: веря в Бога, вы ведь надеетесь обрести веч­ную жизнь с Ним? И как вы собира­етесь её проводить, если вам скуч­но, тяжело, стыдно выстоять хотя бы полчаса в храме? Не можете сосредо­точиться, уловить смысл происходя­щего, переминаетесь с ноги на ногу, оглядываетесь в поисках знакомых, здесь затекло, там чешется… Уф-ф, вспомнили важное дело, скорее на улицу! А ведь в том, другом мире, где вы собираетесь находиться в блажен­ном присутствии Бога, «улицы» уже не будет, точнее, она окажется адом… Так что к вечной жизни с Богом надо методично и терпеливо готовиться. Я вот по себе знаю, что, чем регулярнее я посещаю храмовые богослужения, тем легче я их выстаиваю, тем боль­ше радости и душевной пользы они мне приносят. И не только мне, но и моим близким.

Стоит назвать ещё одну причину, по которой православные христиа­не должны участвовать в обществен­ных богослужениях. Если мы, бра­тья и сёстры, не будем этого делать, то наши опустевшие церкви закро­ют, как это уже было в СССР, или перепрофилируют в мечети, как это наблюдается сейчас в целом ряде западноевропейских стран. Я знаю людей в Беларуси, которые об этом мечтают. Считаете подобное разви­тие событий невероятным? Не заре­кайтесь. Я вот когда-то был убеждён­ным атеистом, а теперь пишу статьи для православного журнала. Всякое бывает…

Хочу на прощание передать вам поэтический привет из тех времён, когда детей в нашей стране крести­ли тайно и не водили в немногие уцелевшие храмы, чтобы не иметь неприятностей на работе. Задумай­тесь над строками Надежды Пав­лович. Насколько они не про нас нынешних?

Александр Елопов — преподаватель епархиальных библейско-богословских курсов, уже много лет является ведущим православной радиопрограм­мы «Ключ разумения».

«Советский район».
23-03-2016

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить