Русский
Английский
Белорусский
Немецкий
Французский
Официальный сайт администрации Советского района г. Гомеля
и редакции газеты «Советский район»

Гомель, проспект Речицкий, 6
mail@sovadmin.gov.by

 

История любого предприятия во многом схожа с человеческой био­графией. И как в любой из них есть времена упадка и годы расцвета. Для ОАО «Гомельский завод пуско­вых двигателей» 70-е годы прошлого века вместили в себя и то, и другое.

…Гомельчане ещё не до конца осознали, что их город после двух лет оккупации наконец-то и оконча­тельно очищен от фашистских за­хватчиков, а в районе посёлка Ниж­нее Брилёво уже началось строи­тельство мотороремонтного завода. Не само по себе, разумеется, а по ре­шению партийных и государствен­ных органов страны. Уже в конце января 1944-го года на строящем­ся предприятии вступили в строй механическая мастерская, моторо­разборочный и монтажный участ­ки, были отремонтированы пер­вые двигатели. Но работа частень­ко стопорилась из-за отсутствия ли­тья – построить собственный ли­тейный цех в столь сжатые сроки оказалось невозможно. Поэтому было принято решение перенести строительство завода на противо­положную окраину Гомеля, где по­близости находилась небольшая ли­тейная мастерская.

 

Темпы, которыми строился и развивался завод, поражают. Стро­ительство на новой площадке на­чалось весной 1945-го года, а уже в июне в строй вступили моторо- сборочный и механический цехи, столовая, отремонтированы поме­щения под общежитие, устроены склады материальных ценностей. Свою первую производственную программу завод получил в янва­ре 1946-го года. Его специализаци­ей стал ремонт двигателей и произ­водство запасных частей к ним. В первую годовщину Победы, 9 мая 1946-го года, моторостроители с гордостью отрапортовали о том, что их завод вышел на плановую мощ­ность. С тех пор эта дата считается днём рождения завода.

За годы первой послевоенной се­милетки гомельские мотороремонт­ники передали сельскому хозяйству БССР тысячи капитально отремон­тированных тракторных двигате­лей и комбайновых моторов, запас­ных частей к ним на десятки мил­лионов рублей. В те годы предпри­ятие по праву считалось основной базой технического обслуживания сельскохозяйственной техники ре­спублики.

Поистине переломным стал для заводчан 1959-й год, когда на госу­дарственном уровне было принято решение перепрофилировать мото­роремонтный завод на выпуск трак­торных пусковых двигателей. С 27 мая этого года предприятие стало заводом тракторных пусковых дви­гателей, а перед его трудовым кол­лективом открылись огромные пер­спективы. Ещё бы, ведь до тех пор в СССР не было опыта организа­ции специализированного произ­водства подобной продукции. Об­ходились тем, что на тракторных и комбайновых заводах открывали цеха по изготовлению таких агре­гатов – небольшие по мощности участки с далеко не самым совер­шенным оборудованием и техно­логией. Гомельчанам предстояло в кратчайшие сроки на базе своего даже по республиканским меркам не самого крупного предприятия создать мощный завод по выпуску пусковых двигателей для всей бес­крайней страны.

Уже в 1965-м году в производ­ство был запущен новый вари­ант пускового двигателя П-300, технико-экономические показате­ли которого были лучшими в ми­ре. Он был легче заграничных ана­логов, его корпус отливался из алю­миния и имел надёжное воздуш­ное охлаждение. Тогда же на заво­де освоили выпуск пускового агре­гата ПД-10У в комплекте с редукто­ром. Этот «пускач» устанавливал­ся на тракторах МТЗ-50Л. Одновре­менно в производство запустили и новую марку электродов с рутило­вым покрытием.

О том, какими темпами развивал­ся завод, лучше всего говорят циф­ры. В 1960-м году здесь было выпу­щено менее 25 тысяч пусковых дви­гателей, в 1961-м уже более 60 ты­сяч, в 1965-м году – более ста ты­сяч, а в 1970-м – почти 130 тысяч. В итоге к 1975-му году гомельский завод стал головным предприятием страны по выпуску пусковых дви­гателей и редукторов к тракторам многих марок. Продукция получи­ла аттестацию первой категории ка­чества сроком на три года и направ­лялась не только во все республики СССР, но и экспортировалась в 46 стран мира.

Однако не всё шло гладко. В 1971-м году завод столкнулся с довольно се­рьёзными трудностями, которые се­годня охарактеризовали бы как че­ловеческий фактор. По ряду причин первый сбой произошёл в литей­ном цехе, по вине которого в июне- августе завод недодал стране более двухсот пусковых двигателей. В сен­тябре положение ухудшилось: из-за несвоевременного принятия мер сбился годами налаженный ритм всего предприятия. Как тогда гово­рили, «пускачи» оказались в проры­ве. Ситуация усугублялась тем, что как раз накануне завод получил от­ветственное государственное зада­ние – освоить производство новых двигателей П-350 для созданного на Харьковском тракторном заводе но­вого мощного трактора Т-150. В хо­де его реализации выяснилось, что на заводе катастрофически не хва­тает зубофрезерных, резьбонакат­ных, вертикально и горизонтально фрезерных станков. Слабость ин­струментального хозяйства грозила обернуться срывом государственно­го задания, что во все времена кара­лось строго.

Пришлось заводчанам срочно мо­дернизировать своё производство. В цехах в течение года провели тех­нологическую реконструкцию без остановки производства. Сложность заключалась в том, что предстояло развернуть все участки механиче­ской обработки деталей на 180 гра­дусов. При этом ни в коем случае нельзя было снижать объёмы про­изводства. Наоборот, стояла задача увеличить не только выпуск двига­телей, но и всей номенклатуры про­дукции. Согласитесь, параллели с сегодняшним днём напрашивают­ся сами собой. Но ведь справились! На ряде важнейших операций были введены новейшие по тем временам механизированные поточные линии. В результате объём производства на заводе пусковых двигателей вырос почти на четверть, в разы увеличи­лась производительность труда. За­вод вышел из прорыва, вновь зарабо­тал ритмично, став одним из самых успешных предприятий не только республики, но и страны.

Концерты артистов заводской самодеятельности были обычным делом.

 

Вот как о тех годах вспоминает главный механик предприятия Вла­димир Клименок, работающий на за­воде с 1972-го года:

– Не поступив на дневное от­деление Гомельского филиала Белорусского политехническо­го института, я пришёл работать в ремонтно-механический цех учени­ком слесаря. Тогда работать на «пу­скачах» было примерно то же са­мое, что сегодня в «Белоруснефти». Предприятие, в прямом смысле сло­ва, процветало. Шутка ли, число ра­ботающих приближалось к трём ты­сячам человек. Завод работал в две полноценные смены, а цех электро­дов ещё и в ночную. Три линии вы­давали за смену по 10 тысяч элек­тродов. Среднемесячная зарплата, помнится, была в пределах 200 со­ветских рублей – очень неплохие по тем временам деньги, учитывая, что за 50 копеек можно было довольно плотно и вкусно пообедать в завод­ской столовой. К услугам заводчан был профилакторий «Алые пару­са», расположенный в Студёной Гу­те. Мы с семьёй часто там отдыхали: платишь 52 рубля 40 копеек за чело­века и проводишь там все выходные. Чуть дороже стоил двухнедельный отдых. Был у завода и свой пионер­ский лагерь «Юнга», куда без про­блем можно было хоть на всё лето отправить ребёнка под ответствен­ность квалифицированных и забот­ливых воспитателей. А в 1979-м го­ду завод построил собственный дет­ский сад почти на 300 мест.

Такие были времена, и старожи­лы предприятия вспоминают о них не без доли ностальгии.

Александр ЕВСЕЕНКО, фото из архива ГЗПД, «Советский район».