Русский
Английский
Белорусский
Немецкий
Французский
Официальный сайт администрации Советского района г. Гомеля
и редакции газеты «Советский район»

Гомель, проспект Речицкий, 6
mail@sovadmin.gov.by

Кураторы учебных групп учреждений средне-специального и профессионально-технического образования Гомельской области обменялись опытом работы по формированию позитивного нравственного облика своих учащихся, привитию им постулатов здорового образа жизни и отказа от противоправных действий. Практикум прошёл в стенах многопрофильного лицея.

ЛИЧНОСТЬ КУРАТОРА

Открывая семинар, заместитель директора Гомельского государственного учебно-методического центра профессионального образования Татьяна Ляпустина напомнила слушателям, что главной фигурой в формировании профессиональных знаний учащихся является мастер, но их нравственная культура зависит в очень многом именно от куратора. Это он должен найти индивидуальный подход к каждому, не обязательно

проблемному, ребёнку, учесть его интересы, но при этом и влиять на становление его личности. При этом не обойтись без установления и для себя некоторых ограничений. По крайней мере, самому не совершать тех поступков, от которых предостерегаешь подростков, отказаться от вредных привычек.

В Гомельском многопрофильном лицее уже четверть века работает преподаватель иностранного языка Ольга Папкович, которая и сама является куратором одной из групп. В прошлом году на областном конкурсе профмастерства стала «Куратором года». Её опыт работы с подростками и приехали перенимать коллеги. Ольга Георгиевна выступила с примером проведения одного из своих кураторских часов. А обобщила систему профилактики вредных наклонностей среди учащихся заместитель директора лицея Алла Рябица.

ИЛЛЮЗИЙ НЕ ПИТАЮТ

Сегодня в этом учреждении получают профессию 527 человек. Не все из них с простым характером. В социально опасном положении состоят четверо, 15 нуждаются в индивидуальной педагогической работе, 22 лишены попечения родителей, а потому весь груз воспитательной работы возлагается исключительно на педагогов.

Эта работа в многопрофильном лицее поставлена с ошеломляющим размахом. Слушая Аллу Леонидовну, удивляешься, когда будущие работники лёгкой и перерабатывающей промышленности успевают собственно учиться. Работает масса кружков, секций и клубов по интересам, полностью заполнен шестой учебный день. Лицеисты постоянно участвуют в конкурсах разного уровня, в прошлом году завоевали 49 дипломов и наград, три из которых — республиканские.

— Однако вся эта работа сводится на нет, когда имеются правонарушения со стороны учащихся, — констатировала замдиректора. — Казалось бы, всё уже сделано для того, чтобы они не становились участниками противоправных событий. И каждый год весь коллектив стремится к тому, чтобы негативная статистика стала нулевой. Увы, иллюзии уже ушли в прошлое. Контингент с каждым годом приходит сложнее. Я вижу причину в том, что выросли дети поколения next, родителям которых было не до воспитания. И с ними, родителями, сегодня тоже очень нелегко работать.

Закрывать глаза на проблему никто не собирается. В лицее разработали свою эффективную систему правового просвещения. В неё вовлечены все субъекты профилактики. С беседами к учащимся приходят как те специалисты, которые помогают решать возникающие проблемы на переднем краю, так и начальствующий состав. Имеются в виду работники милиции, медицинской службы, прокуратуры, Следственного комитета.

— Мы ещё не слышали отказа в просьбах посетить наш большой коллектив. Более того, многие специалисты знают имена и фамилии лицеистов, их вкусы и привычки не хуже, чем преподаватели, — заметила Алла Рябица. — Работают и с детьми, и с сотрудниками нашего учреждения. Например, врач областного наркодиспансера учит их распознавать у собеседника признаки употребления психоактивных веществ. Если кто-либо употребит алкоголь, то это видно и не профессионалу, а вот психотропы так быстро трансформируются, и оказывают столь разное воздействие на психику, что здесь уже нужны профессиональные навыки. Всё это нужно для того, чтобы своевременно обозначить проблему и купировать её.

К слову, случаи употребления учащимися многопрофильного лицея наркотических или психотропных веществ выявлены не были.

НЕ ЗАГОНЯТЬ В РАМКИ

Просветительская работа с учащимися и их родителями начинается не сразу. В большую аудиторию следователи и врачи приходят не ранее конца сентября, зато потом бывают не реже раза в месяц. Ведь и у детей могут возникать вопросы, с которыми они в казённое ведомство не пойдут, но могут отвести в сторонку лектора после его выступления.

— Почему с конца сентября? Эта работа нацелена, в основном, на прибывших к нам первокурсников. А они должны быть уже подготовленными к встрече со специалистами, иметь понятие о предмете разговора. Это и есть работа куратора, который за первые несколько недель должен помочь им стать полноправными членами нашего коллектива, ввести в курс дела, дать понять, что мы здесь поощряем, а что строго пресекаем, — объяснила представитель администрации.

Альтернатива, как уже упоминалось, в лицее предлагается. Можно проявить себя и в будущей профессии, и в творчестве, что часто одно и то же, и в спорте. Важно спросить у молодого человека, чего хотел бы он, а потом помочь это организовать. Мягко поддержать инициативу самих учащихся, а не загонять их в рамки. Вот недавно захотелось им попробовать себя на туристической стезе. Помогли подготовиться, впервые команда приняла участие в областных соревнованиях среди аналогичных учреждений. И сразу заняла пятое место из 22, потому что готовились не из-под палки. А уж по вниманию к себе так и вообще затмили остальных — это была единственная команда на соревнованиях, состоящая исключительно из девчонок.

РАБОТА СЛОЖНАЯ, НО…

— Без контроля, конечно, тоже не обойтись. Он должен быть неослабным, причём по отношению ко всей вверенной вам группе. Ребёнок, который ранее уже попал в поле зрения субъектов профилактики, с меньшей вероятностью совершит что-либо плохое. Просто потому, что он и так уже находится у всех на глазах. А вот тихий подросток из благополучной семьи может что-нибудь этакое вытворить. Кажется, запрограммировать это нельзя. Но стремиться нужно, постоянно работая и с ним, и с родителями, — уверена Алла Рябица. — Да, с родителями, которых приходится убеждать в необходимости контроля за занятостью ребёнка во внеурочное время, в каникулярный период. По статистике, большинство правонарушений совершаются именно в это время, когда учащийся находится за пределами того учреждения, в котором получает профессию.

Педагоги часто говорят, что работа эта сложная, даже выматывающая. Требующая определённой психологической подготовки, отнимающая массу времени у собственных семей. Где-то приходится слышать нелицеприятные слова от родителей, сталкиваться с недопониманием со стороны вовлечённых в систему профилактики субъектов. Заполнять кучу документов, а потом ещё и «защищать» написанное в вышестоящих инстанциях. Это всё так. Но та же Алла Рябица от лица своих коллег признаётся, что на выпускных вечерах испытывает гордость и удовлетворение от того, как за три года обучения изменился характер её воспитанников. Того же она пожелала и другим педагогам.

Опыт многопрофильного лицея окажется безусловно полезным и для приезжих из других лицеев и колледжей. Кое-что для себя они пометили на месте, другие тезисы обобщит учебно-методический центр профессионального образования, который направит их для использования на местах. Интерес к раннему выявлению неблагополучия в молодёжной среде — не только семейного, а больше социального — в обществе огромен. Система образования готова работать на выполнение этого социального заказа и демонстрирует это на практике.

Евгений Захаров, фото Вячеслава Коломийца. «Советский район».
11-05-2019
Опрос

Как Вы считаете, какие меры следует предпринимать для предупреждения коррупционных правонарушений?

Ужесточение законодательства по противодействию коррупции - 28.8%
Стимулирование лиц, деятельность которых связана с коррупционными рисками - 50.8%
Усиление контроля со стороны правоохранительных органов - 20.3%
Голосование по этому опросу закончилось