Официальный сайт администрации Советского района Гомеля и редакции газеты «Советский район» - 246027, Гомель, проспект Речицкий, 6, тел./факс 51 25 52, mail@sovadmin.gov.by
Главное

Ветераны Гомельского ВСЗ о тайниках, стихах и гирях

В ближайшие выходные гомельские вагоностроители отметят свой профессиональный праздник — День железнодорожника. О чём мечтают бруталы в спецодежде, чем гордятся и кому посвящают стихи, узнали корреспонденты «Советского района».

МИХАИЛ ЩЕРБАКОВ

Михаил Щербаков пришёл работать на Гомельский вагоностроительный завод зимой 1982 года, после службы в армии. Как сам говорит, привлёк заводской гудок.

— Я тогда на проспекте Ленина жил, каждое утро его слышал. Однажды вдруг подумал: а не меня ли он зовёт? Пришёл, о чём ни разу не пожалел.

Армейскую службу Михаил Щербаков проходил в строительных частях, где получил практически все востребованные специальности. Потому в отдел кадров явился не с пустыми руками, а с корочками бригадира общестроительных работ, каменщика, штукатура, маляра, плотника-бетонщика, кровельщика.

— В то время на заводе как раз новый цех возводился, и строители очень нужны были. С тех пор здесь много чего при моём участии построено. Это и цех стального литья, и механосборочный, и здание по производству товаров народного потребления. А по мелочи так и не вспомнить. Сейчас вот теплицу перестраиваем, будем над подсобным помещением надстройку делать.

Особенным этапом в жизни Щербакова стал 1986 год. После аварии на Чернобыльской АЭС срочно понадобилось возвести дома для вынужденных переселенцев в чистых районах области. Каменщиков катастрофически не хватало, поэтому набирали добровольцев на предприятиях. Михаила долго уговаривать не пришлось, он всегда чужую боль воспринимал как свою. В многомесячных командировках, признаётся, было нелегко, о быте строителей тогда мало думали. Но они не роптали, понимая, что без них крыша над головой пострадавших не появится. Сегодня многие переселенцы, проживающие в Октябрьском и Чечерском районах, даже не подозревают, что живут в домах, возведённых руками вагоностроителя.

Пятнадцать лет назад Михаил Щербаков был удостоен звания «Выдатнiк чыгункi», а недавно стал почётным работником завода.

— Приятно, конечно, — не скрывает наш собеседник. И тут же делится сокровенным: — Не поверите, но за столько лет работы в железнодорожной отрасли так ни разу и не довелось проехать в кабине тепловоза. Говорят, ощущения непередаваемые. Думаю, когда-нибудь моя мечта осуществится.

СЕРГЕЙ КИРГИЗОВ

Ветеран завода Сергей Киргизов убеждён: связать жизнь с работой на ВСЗ ему было предопределено судьбой. И родителями, которые много лет проработали на предприятии.

— Когда в 1995-м из армии вернулся, отец привёл меня в свою бригаду каркасно-кузовного участка. Учеником столяра. Он и подумать не мог, что однажды я стану её бригадиром.

Бригада Сергея Киргизова занята на установке в вагонах полов, стен, потолков, перегородок. Как говорит сам бригадир, на скелет наращивают мышцы и натягивают кожу.

Работа не из лёгких даже по нынешним меркам. А когда Сергей только осваивал премудрости будущей профессии, техническое оснащение рабочих находилось на весьма примитивном уровне.

— Молоток, отвёртка, гвоздодёр — вот и весь инструментарий, — вспоминает ветеран. — Сейчас гораздо легче: электродрели и шуруповёрты значительно облегчают труд. Но всё равно многое зависит от внимания и мастерства. Ведь наш брак скрыть невозможно: не заметят контролёры — рано или поздно обнаружат пассажиры.

За четверть века работы на ВСЗ Сергею Киргизову с товарищами каким только вагонам не доводилось придавать лоск и респектабельный вид. Но особенно запомнился вагон-кухня.

— Из Казахстана заказ на этот спецвагон был. Настоящая кухня на колёсах. И варочный цех предусмотрен, и моечный, и холодильный. Повозиться с ним пришлось изрядно, но работать было интересно.

Доводилось Киргизову выступать и в роли консультанта пограничников.

— Лучше ж нас никто не знает, как вагон устроен. А значит, где тайник оборудовать можно, тоже понимаем. Вот мы и делились секретами с пограничниками.

Самое интересное, что обшитые своей бригадой вагоны Сергей Киргизов может узнать даже среди десятков однотипных собратьев.

— Однажды сел в поезд ГомельМинск, чуток осмотрелся — вижу, наша работа. По стилю определил. Это простым пассажирам всё едино, а профессионал собственную руку всегда узнает.

АЛЕКСАНДР СТЕПАНОВ

У Александра Степанова достаточно необычная профессия — металлизатор.

— Я наношу защитные покрытия для восстановления изношенных или упрочнения новых металлических деталей, имеющихся в вагонах, — с нескрываемой гордостью рассказывает один из четырёх представителей этой профессии на заводе.

Дело в том, поясняет Александр, что через каждые 300 тыс. км пробега вагон нуждается в ремонте. Новые детали стоят очень дорого. Поэтому лет двадцать назад был придуман способ нанесения на новую или бывшую в употреблении деталь защитного покрытия, состоящего из твёрдых порошковых сплавов. После такой операции пробег вагона увеличивается в два раза. Это выгодно и железной дороге, и пассажирам.

За почти сорок лет на заводе Александр Степанов только один раз сменил специальность: прежде чем стать металлизатором, два десятка лет трудился слесарем по ремонту ходовых вагонных тележек. Хотя, признаётся, поначалу долго на заводе задерживаться не собирался.

— До армии год поработал в локомотивном депо. Служил в железнодорожных войсках. Перед увольнением в запас решил поступать в БИИЖТ. Даже направление в части взял, но к вступительной кампании опоздал. Решил временно на заводе поработать. Да так втянулся, что про все институты с университетами забыл. Правда, в железнодорожном техникуме пришлось подучиться.

Заводская жизнь так затянула Александра, что он сам не заметил, как завод стал его вторым домом. Который он искренне любит и которому даже стихи посвящает:

Вось там крочыць хлопец бравы,

Бачна зразу — чэмпiён.

Як скала ён, як iз сталi,

Як узмоцнены вагон…

Наш рабочы — хлопец дужы:

Футбалiст, артыст, турыст…

Между прочим, эти стихи в полной мере относятся и к ветерану. Недавно на первенстве Министерства транспорта он занял второе место, рванув гирю в 24 кг 136 раз. И это почти в 60 лет!

АЛЕКСАНДР СОКОЛЮК

Работать на завод Александр Соколюк пришёл в 1988 году учеником обойщика. Сегодня он уже и сам не знает, сколько вагонных сидений, подлокотников и другой мебели ему пришлось перетянуть за тридцать два года работы. Хотя перетяжка, считает он, понятие достаточно условное.

— Мы ведь всё делаем практически с нуля. Клеим на основу поролон, натягиваем обивку. На выходе получается новое изделие.

Своей специальностью Александр Соколюк очень гордится. Более того, считает её весьма практичной. Особенно показательными в этом отношении были, вспоминает, 80-90-е годы. Тогда модно было входные двери в квартиры дерматином обивать. Подрабатывал, а куда деваться? Времена не чета нынешним были, приходилось выживать, кто как может. Сейчас необходимости в подработке нет, зарплата на предприятии достойная. А вот что по-прежнему необходимо обойщику, так это верный глаз и твёрдая рука.

— У нас ведь значительная часть продукции на экспорт идёт, — поясняет Соколюк. — Тут особый подход нужен. Чтобы марку и авторитет завода не уронить.

Александр Евсеенко, фото Марии Амелиной, «Советский район»

Похожие записи

Собака разбудит? Журналисты «Советского района» посетили несколько проблемных квартир, где может случиться пожар

sovadmin

На гомельском вокзале появилась инсталляция к 75-летию Великой Победы

sovadmin

Хакатон социальных проектов собрал в Гомеле более 50 участников

sovadmin