Официальный сайт администрации Советского района Гомеля и редакции газеты «Советский район» - 246027, Гомель, проспект Речицкий, 6, тел./факс 51 25 52, mail@sovadmin.gov.by
Главное

Три загадки Синеокой. Отрывки из лучших эссе конкурса «Золотое перо — 2020»

Мы часто мечтаем съездить за границу, чтобы прикоснуться к мифам и легендам других культур: узнать тайны Собора Парижской Богоматери, Лондон­ского Тауэра или острова Пасхи. А хорошо ли при этом знаем народные предания родной Беларуси? Рассказать о них современной молодёжи предло­жило общественное объединение «Белая Русь». Сегодня мы публи­куем отрывки из лучших эссе районного этапа творческого конкурса «Золотое перо — 2020».

АД ЧАГО БУСЕЛ САМОТНЫ?

Трогательный рассказ на белорус­ском языке прислала второкурсни­ца технологического лицея Светлана Абрамчук. Читая её работу, воображе­ние рисует маленькую деревню Берёз­ки Брагинского района, посреди кото­рой на раскидистых деревьях жили семьи белоснежных аистов. Каждый раз, проходя мимо них, прабабушка автора Лизавета Антоновна разгова­ривала с добрыми птицами, ведь по разным поверьям именно они прино­сили в дома людей счастье.

«Як казала бабуля, бусліха падкідвае белую кветку ў тую хату, у якой хутка з’явіцца на свет чаканае дзіця. А яшчэ казала, што пакуль буслы жывуць у вёсцы, людзям не страшны пажар…»

Но эссе оказалось не о белоснеж­ных, а о редких чёрных аистах, зане­сённых в Красную книгу Беларуси.

«Незвычайна чорнае пер’е, белая манішка, чырвоныя ногі і дзюба, пранізлівы погляд… Брат быў яшчэ малы і кінуўся напрасткі да дзіўнай птушкі. «Не крыўдзі чорнага бусла, мой унучак, бо ён самотны»,— азва­лася ўслед бабуля».

На всю жизнь эти слова запомни­лись девушке. Она долго рассужда­ла, почему же аист такой грустный и так боится людей? Тогда прабабушка поведала историю этих необычных птиц: «У даўнія часы ўсе буслы былі толькі белыя. Яны хіліліся да людзей, будавалі свае гнёзды на стрэхах дамоў, бо адчувалі сябе ў спакоі. Гэта мірныя птушкі. І вось аднойчы бусліная сям’я пабудавала сабе гняздо на старой ліпе. Бусел з бусліхай паволі расцілі дзе­так, а нядобрыя вочы злога чалавека сачылі за імі. І надумаў той чалавек звесці буслоў. Падпаліў старую ліпу, пакуль бацькі-буслы адляцелі. Малыя яшчэ не ўмелі лятаць і толькі ў роспа­чы звалі на ратаванне, звесіўшыся з гнязда. Бацькі пачулі і кінуліся рата­ваць дзяцей, але вялікія языкі полы­мя паспелі праглынуць гняздо. Бацькі біліся ў роспачы, раз-пораз спрабую­чы выратаваць сваіх малых, але толькі абпалілі пер’е. Бусляняты загінулі, а ў няшчасных бацькоў засталося абсма­ленае, як вугаль, пер’е і абпаленыя чырвоныя ногі і дзюба. Тады i кінуліся яны падалей ад людзей, доўга гаравалі ў адзіноце. З цягам часу з’явіліся ў іх новыя бусляняты, але… ужо не белыя…»

На этом история чёрных аистов не заканчивается. Автор совершает рез­кий поворот в сюжете и связывает обычную легенду народного фоль­клора с ужасной трагедией — авари­ей на ЧАЭС.

«Ужо трыццаць чатыры гады чорнакрылы бусел кружыць над рэспублікай, напамінаючы ў кожны постчарнобыльскі красавік, што ката­строфа раздзяліла гісторыю краіны на два перыяды: да і пасля трагедыі. Вось чаму чорны бусел самотны. Сваім знешнім выглядам ён нясе не толькі адбітак сваёй уласнай трагедыі, але і імкнецца быць бліжэй да людзей, раздзяліць іх боль».

ЗМЕИНЫЙ ЦАРЬ НА ПОЛЕСЬЕ

Ещё одна учащаяся технологиче­ского лицея Дарья Сидорейко углуби­лась в изучение мифических живот­ных белорусского Полесья. Вспом­нила Водяного, Болотника, Кикимо­ру с Лозовиком. Но особое внимание уделила Змеиному Царю: «Согласно поверью, новый царь сменяет преды­дущего каждую тысячу лет. На общем собрании змеи выбирают старшего ужа, шипя и дуя ему на голову, пока на ней не образуется корона. Добыть фрагмент короны Царя можно следу­ющим образом: на пути царственной особы расстелить скатерть или белый рушник. Положить на него хлеб-соль и низко, до земли, поклониться ужу. Тот, переползая через рушник, может в знак благодарности сбросить на него свою корону или несколько рожков с неё. А эти рожки помогут открыть любой клад. Если кто-нибудь взду­мает преследовать Змеиного Царя, то уж засвистит — и тогда на его защиту примчатся целые полчища ужей…»

Попробовать добыть корону Дарья советует на Воздвижение, 27 сентя­бря: «В этот день Змеиный Царь со своими слугами собирается послед­ний раз в году, чтобы отправиться на зимовку в норы».

Узнать вы его сможете по крупным размерам и блестящей чешуе. Как и полагается царю, живёт он в царстве, имеет кучу поданных ужей и жену… не змею.

«Обычно ею становилась красивая девушка, которая заблудилась в лесу. Оказавшись во владениях Змеиного Царя, она впадала в некое гипнотиче­ское состояние: в водной глади болота девушка видела себя в царском одея­нии и с короной на голове. Находясь в необъяснимом трансе, девушка спу­скалась в царские палаты, из которых ей уже никогда не суждено было вый­ти на свободу».

В эссе описаны и дети от этого странного союза: красивые девушки с длинными волосами и ужиными хво­стами. Ничего не напоминает?

После рассказа о коронации и полесских «русалках» автор начинает рассуждать, какими поступками сла­вится Змеиный Царь и вся их ужи­ная братия.

«Убить ужа на Полесье считалось грехом, потому что именно он заткнул своей головой дыру, прогрызенную мышью в Ноевом ковчеге. За это и был дарован ужу золотой венец, в память о котором остались жёлтые пятнышки на его голове. На Полесье ужа называ­ли домовым, считали хозяином дома. В записях XVI века упоминалось, что на белорусских землях многие держа­ли в домах ручных ужей и подкарм­ливали их. На Полесье издревле вери­ли, что змеи владеют секретом долго­летия и молодости, потому что умеют менять кожу».

ТАЙНЫ ЗАЧАРОВАННОГО ОЗЕРА

Не по-детски серьёзным оказалось эссе ученицы 8 класса гимназии №58 Анны Петришиной. Сперва Анна объ­яснила выбор темы:

«При изучении мифов нашей стра­ны моё внимание привлекла необыч­ная для белорусов легенда — в ней не было истории любви, творящей чуде­са, подвигов во имя спасения близких и храбро брошенного вызова судьбе, а на переднем плане выступали про­клятия и мистика».

Легенда, которую выбрала гимна­зистка, связана с Мирским замком, а точнее яблоневым садом, распо­лагавшимся на прилегающей к зам­ку территории. Когда род Радзивил­лов покинул замок, новый владелец Николай Святополк-Мирский, при­казал вырубить сад и вырыть на этом месте искусственное озеро.

«Бытует мнение, будто вырубка цветущих деревьев приравнивается к убийству молодых душ, что и повлек­ло за собой череду печальных собы­тий. Во время вырубки деревьев при загадочных обстоятельствах погибли несколько лесорубов, а спустя неко­торое время мать одного из них про­кляла Николая и заявила, что в озере будут тонуть люди до тех пор, пока количество мертвецов не сравняет­ся с количеством вырубленных дере­вьев. Слова женщины никто не вос­принял всерьёз, однако всего спустя несколько дней после того, как озе­ро было залито водой, в нём утону­ла 12-летняя княгиня Сонечка, а ещё некоторое время спустя около берега нашли и самого Николая. Проклятие Мирского замка продолжает сбывать­ся, и в водах этого озера и по сей день тонут местные жители».

Расследовать это дело уже не пред­ставляется возможным, но Анна твёр­до решила доказать, что мистики в истории нет и всё дело в человече­ской психологии.

«Согласно легенде, проблемы в замке начались с момента выруб­ки деревьев — якобы, сама приро­да сопротивлялась желанию нового хозяина. Но мне кажется, что дело не в яблоневом саду — на его месте мог бы оказаться любой другой объ­ект вновь полученных земель. А ско­рее в том, что Николай не хотел счи­таться с мнением и желаниями мест­ных жителей, ведь в большинстве своём князья даже не рассматрива­ли крестьян как людей, что и было в корне неверно».

Объяснить смерть лесорубов при вырубке деревьев просто — несчаст­ный случай. С проклятием тоже всё ясно: «Поведение матери одного из погибших имеет логическое объяс­нение: ослеплённая горем, она пошла на, как ей казалось, крайние меры — ведь что ещё могла она сделать против князя? Проклятие казалось наивысшей карой, которую должен был понести виновный в смерти её сына, ведь именно Николай заставил юношей разгневать природу своими безрассудными действиями, чем и навлёк несчастья на многих людей».

Смерть Сонечки — тайна, покры­тая мраком. Поэтому автор не видит в этом никакого подтверждения дей­ствия проклятия, как и в смерти Николая: «Возможно, на него повли­яла недавняя потеря юной княгини, настроение народа, какая-либо неуда­ча или масса иных причин — никто не знает, что привело князя к озеру в тот день. Также остаётся загадкой и то, как утонул владелец замка, но, узнав о гибели Николая, этот факт, как и смерть Сонечки, посчитали ничем иным, кроме как исполнени­ем проклятия. А нам остаётся толь­ко догадываться, оправданы ли суж­дения жителей, ведь наверняка этого никто уже не узнает. Тем временем, в водоёме до сих пор в летний сезон тонут люди — по фатальной ошибке, нелепой случайности, глупой само­надеянности или вине проклятия».

Конкурс эссе проводится среди учащихся школ, ссузов и вузов, а также молодых журналистов до 35 лет в три этапа — городской (районный), областной, республиканский. Победителей республиканского этапа в разных категориях награждают дипломами и денежными призами в размере 10 базовых величин.

Валерия Шиленкова. «Советский район»

Похожие записи

Мэр Гомеля проголосовал за «независимую Беларусь»

sovadmin

Ветераны Гомельского ВСЗ о тайниках, стихах и гирях

sovadmin

«Тест не делали, но это точно был коронавирус». Есть ли среди ваших знакомых переболевшие COVID-19?

sovadmin