Мы часто мечтаем съездить за границу, чтобы прикоснуться к мифам и легендам других культур: узнать тайны Собора Парижской Богоматери, Лондонского Тауэра или острова Пасхи. А хорошо ли при этом знаем народные предания родной Беларуси? Рассказать о них современной молодёжи предложило общественное объединение «Белая Русь». Сегодня мы публикуем отрывки из лучших эссе районного этапа творческого конкурса «Золотое перо — 2020».
АД ЧАГО БУСЕЛ САМОТНЫ?
Трогательный рассказ на белорусском языке прислала второкурсница технологического лицея Светлана Абрамчук. Читая её работу, воображение рисует маленькую деревню Берёзки Брагинского района, посреди которой на раскидистых деревьях жили семьи белоснежных аистов. Каждый раз, проходя мимо них, прабабушка автора Лизавета Антоновна разговаривала с добрыми птицами, ведь по разным поверьям именно они приносили в дома людей счастье.
«Як казала бабуля, бусліха падкідвае белую кветку ў тую хату, у якой хутка з’явіцца на свет чаканае дзіця. А яшчэ казала, што пакуль буслы жывуць у вёсцы, людзям не страшны пажар…»
Но эссе оказалось не о белоснежных, а о редких чёрных аистах, занесённых в Красную книгу Беларуси.
«Незвычайна чорнае пер’е, белая манішка, чырвоныя ногі і дзюба, пранізлівы погляд… Брат быў яшчэ малы і кінуўся напрасткі да дзіўнай птушкі. «Не крыўдзі чорнага бусла, мой унучак, бо ён самотны»,— азвалася ўслед бабуля».
На всю жизнь эти слова запомнились девушке. Она долго рассуждала, почему же аист такой грустный и так боится людей? Тогда прабабушка поведала историю этих необычных птиц: «У даўнія часы ўсе буслы былі толькі белыя. Яны хіліліся да людзей, будавалі свае гнёзды на стрэхах дамоў, бо адчувалі сябе ў спакоі. Гэта мірныя птушкі. І вось аднойчы бусліная сям’я пабудавала сабе гняздо на старой ліпе. Бусел з бусліхай паволі расцілі дзетак, а нядобрыя вочы злога чалавека сачылі за імі. І надумаў той чалавек звесці буслоў. Падпаліў старую ліпу, пакуль бацькі-буслы адляцелі. Малыя яшчэ не ўмелі лятаць і толькі ў роспачы звалі на ратаванне, звесіўшыся з гнязда. Бацькі пачулі і кінуліся ратаваць дзяцей, але вялікія языкі полымя паспелі праглынуць гняздо. Бацькі біліся ў роспачы, раз-пораз спрабуючы выратаваць сваіх малых, але толькі абпалілі пер’е. Бусляняты загінулі, а ў няшчасных бацькоў засталося абсмаленае, як вугаль, пер’е і абпаленыя чырвоныя ногі і дзюба. Тады i кінуліся яны падалей ад людзей, доўга гаравалі ў адзіноце. З цягам часу з’явіліся ў іх новыя бусляняты, але… ужо не белыя…»
На этом история чёрных аистов не заканчивается. Автор совершает резкий поворот в сюжете и связывает обычную легенду народного фольклора с ужасной трагедией — аварией на ЧАЭС.
«Ужо трыццаць чатыры гады чорнакрылы бусел кружыць над рэспублікай, напамінаючы ў кожны постчарнобыльскі красавік, што катастрофа раздзяліла гісторыю краіны на два перыяды: да і пасля трагедыі. Вось чаму чорны бусел самотны. Сваім знешнім выглядам ён нясе не толькі адбітак сваёй уласнай трагедыі, але і імкнецца быць бліжэй да людзей, раздзяліць іх боль».
ЗМЕИНЫЙ ЦАРЬ НА ПОЛЕСЬЕ
Ещё одна учащаяся технологического лицея Дарья Сидорейко углубилась в изучение мифических животных белорусского Полесья. Вспомнила Водяного, Болотника, Кикимору с Лозовиком. Но особое внимание уделила Змеиному Царю: «Согласно поверью, новый царь сменяет предыдущего каждую тысячу лет. На общем собрании змеи выбирают старшего ужа, шипя и дуя ему на голову, пока на ней не образуется корона. Добыть фрагмент короны Царя можно следующим образом: на пути царственной особы расстелить скатерть или белый рушник. Положить на него хлеб-соль и низко, до земли, поклониться ужу. Тот, переползая через рушник, может в знак благодарности сбросить на него свою корону или несколько рожков с неё. А эти рожки помогут открыть любой клад. Если кто-нибудь вздумает преследовать Змеиного Царя, то уж засвистит — и тогда на его защиту примчатся целые полчища ужей…»
Попробовать добыть корону Дарья советует на Воздвижение, 27 сентября: «В этот день Змеиный Царь со своими слугами собирается последний раз в году, чтобы отправиться на зимовку в норы».
Узнать вы его сможете по крупным размерам и блестящей чешуе. Как и полагается царю, живёт он в царстве, имеет кучу поданных ужей и жену… не змею.
«Обычно ею становилась красивая девушка, которая заблудилась в лесу. Оказавшись во владениях Змеиного Царя, она впадала в некое гипнотическое состояние: в водной глади болота девушка видела себя в царском одеянии и с короной на голове. Находясь в необъяснимом трансе, девушка спускалась в царские палаты, из которых ей уже никогда не суждено было выйти на свободу».
В эссе описаны и дети от этого странного союза: красивые девушки с длинными волосами и ужиными хвостами. Ничего не напоминает?
После рассказа о коронации и полесских «русалках» автор начинает рассуждать, какими поступками славится Змеиный Царь и вся их ужиная братия.
«Убить ужа на Полесье считалось грехом, потому что именно он заткнул своей головой дыру, прогрызенную мышью в Ноевом ковчеге. За это и был дарован ужу золотой венец, в память о котором остались жёлтые пятнышки на его голове. На Полесье ужа называли домовым, считали хозяином дома. В записях XVI века упоминалось, что на белорусских землях многие держали в домах ручных ужей и подкармливали их. На Полесье издревле верили, что змеи владеют секретом долголетия и молодости, потому что умеют менять кожу».
ТАЙНЫ ЗАЧАРОВАННОГО ОЗЕРА
Не по-детски серьёзным оказалось эссе ученицы 8 класса гимназии №58 Анны Петришиной. Сперва Анна объяснила выбор темы:
«При изучении мифов нашей страны моё внимание привлекла необычная для белорусов легенда — в ней не было истории любви, творящей чудеса, подвигов во имя спасения близких и храбро брошенного вызова судьбе, а на переднем плане выступали проклятия и мистика».
Легенда, которую выбрала гимназистка, связана с Мирским замком, а точнее яблоневым садом, располагавшимся на прилегающей к замку территории. Когда род Радзивиллов покинул замок, новый владелец Николай Святополк-Мирский, приказал вырубить сад и вырыть на этом месте искусственное озеро.
«Бытует мнение, будто вырубка цветущих деревьев приравнивается к убийству молодых душ, что и повлекло за собой череду печальных событий. Во время вырубки деревьев при загадочных обстоятельствах погибли несколько лесорубов, а спустя некоторое время мать одного из них прокляла Николая и заявила, что в озере будут тонуть люди до тех пор, пока количество мертвецов не сравняется с количеством вырубленных деревьев. Слова женщины никто не воспринял всерьёз, однако всего спустя несколько дней после того, как озеро было залито водой, в нём утонула 12-летняя княгиня Сонечка, а ещё некоторое время спустя около берега нашли и самого Николая. Проклятие Мирского замка продолжает сбываться, и в водах этого озера и по сей день тонут местные жители».
Расследовать это дело уже не представляется возможным, но Анна твёрдо решила доказать, что мистики в истории нет и всё дело в человеческой психологии.
«Согласно легенде, проблемы в замке начались с момента вырубки деревьев — якобы, сама природа сопротивлялась желанию нового хозяина. Но мне кажется, что дело не в яблоневом саду — на его месте мог бы оказаться любой другой объект вновь полученных земель. А скорее в том, что Николай не хотел считаться с мнением и желаниями местных жителей, ведь в большинстве своём князья даже не рассматривали крестьян как людей, что и было в корне неверно».
Объяснить смерть лесорубов при вырубке деревьев просто — несчастный случай. С проклятием тоже всё ясно: «Поведение матери одного из погибших имеет логическое объяснение: ослеплённая горем, она пошла на, как ей казалось, крайние меры — ведь что ещё могла она сделать против князя? Проклятие казалось наивысшей карой, которую должен был понести виновный в смерти её сына, ведь именно Николай заставил юношей разгневать природу своими безрассудными действиями, чем и навлёк несчастья на многих людей».
Смерть Сонечки — тайна, покрытая мраком. Поэтому автор не видит в этом никакого подтверждения действия проклятия, как и в смерти Николая: «Возможно, на него повлияла недавняя потеря юной княгини, настроение народа, какая-либо неудача или масса иных причин — никто не знает, что привело князя к озеру в тот день. Также остаётся загадкой и то, как утонул владелец замка, но, узнав о гибели Николая, этот факт, как и смерть Сонечки, посчитали ничем иным, кроме как исполнением проклятия. А нам остаётся только догадываться, оправданы ли суждения жителей, ведь наверняка этого никто уже не узнает. Тем временем, в водоёме до сих пор в летний сезон тонут люди — по фатальной ошибке, нелепой случайности, глупой самонадеянности или вине проклятия».
Конкурс эссе проводится среди учащихся школ, ссузов и вузов, а также молодых журналистов до 35 лет в три этапа — городской (районный), областной, республиканский. Победителей республиканского этапа в разных категориях награждают дипломами и денежными призами в размере 10 базовых величин.