19 марта 1944 года части Красной армии освободили узников нацизма из Озаричского лагеря смерти.
В Озаричском лагере не было ни газовых камер, ни крематориев, в нём вообще ничего не было. Согнанные на огороженную территорию люди просто медленно умирали на мартовском снегу.
Озаричский лагерь смерти немцы создали в самом конце войны, когда для более эффективной обороны им надо было избавиться от местного ослабшего населения — стариков, детей, женщин. Ни кормить, ни хоть как-то использовать их труд уже никто не собирался.
Немцы отправляли их в лагерь лишь для того, чтобы не мешали. Это была просто ограждённая на болотистой местности территория. Узники спали на снегу или голой земле.
Выжить в тех условиях было огромным мужеством. Лагерь в Озаричах просуществовал около десяти дней. Но собрал свою кровавую жатву полной мерой — около 20 тысяч человеческих жизней.
По разным оценкам, в комплексе лагерей, которые образовывали Озаричский лагерь смерти, было согнано около 50 тысяч человек, а освобождено не более 33 тысяч. Большинство выживших заразились брюшным тифом.
ТРУПЫ ПОВСЮДУ
Из воспоминаний бывшего узника Петра Бедрицкого:
— Это был комплекс концентрационных лагерей в нынешнем Калинковичском районе. Один лагерь находился около местечка Дерть, второй — у деревни Подосинник, третий — непосредственно у Озаричей. Именно на территорию последнего к 12 марта солдаты 35-й пехотной дивизии и командования СС согнали десятки тысяч человек.
Лагерь представлял собой огороженное колючей проволокой болото. Никаких зданий и помещений, кроме караульного, там не было. Как-то привезли хлеб — люди подумали, что белый, бросились, стали за него драться. А он рассыпался в руках, потому что был из опилок. Люди не выдерживали — погибали. Трупы были повсюду.
ТИФ
Зачем беспомощные измождённые люди понадобились извергам? Ряд историков полагают, что немцы специально провоцировали болезни в лагере, чтобы создать угрозу для Красной армии, которая вынуждена будет при освобождении лагеря иметь дело с очагом опасной инфекции.
Из сообщения Чрезвычайной государственной комиссии по установлению и расследованию злодеяний немецко-фашистских захватчиков, опубликованного в газете «Советский удар» от 6 мая 1944 года: «Фашисты размещали в лагерях у переднего края обороны не только здоровых и больных, переведённых из пересылочных пунктов, но и специально завозили в них советских граждан, больных сыпным тифом, из больниц и лазаретов».
Фотография из озаричского цикла, которая ужаснула мир
Из воспоминаний бывшей узницы Янины Порталимовой:
— Однажды утром стало тихо. Появились двое в белых маскировочных халатах. Они нам сказали, что свои, что мы освобождены, но из лагеря выходить нельзя — всё вокруг заминировано. На рассвете приехали машины, телеги, и после санитарной обработки нас поместили по деревням. Так мы жили до июня — пока нашу местность не освободили. Когда мы пришли в свою деревню, там вообще ничего не было. Оказалось, немцы хаты сожгли или разобрали на дрова, чтобы топить.
ШОК
С 19 по 24 марта советские солдаты разминировали территорию, выводили, вывозили на повозках, выносили на носилках истощенных узников и тифозных больных. Военные, уже так много до этого повидавшие и испытавшие, тем не менее были настолько потрясены открывшейся им страшной картиной, что газета 65-й армии написала: «Тот не человек, кто это забудет!».
Военная прокуратура по горячим следам провела расследование преступлений и зафиксировала основные моменты. Эти выводы затем были использованы в заключении Чрезвычайной госкомиссии и озвучены на Нюрнбергском процессе.
«В этих лагерях не было крематориев и газовых камер. Но, по справедливости, они должны быть отнесены к числу самых жестоких концентрационных лагерей, созданных фашизмом в осуществление плана истребления народов», — прозвучало с трибуны Нюрнбергского процесса.
В Нюрнберге преступления, совершенные немцами в концлагере Озаричи, были отнесены к военным преступлениям.
ПАМЯТЬ
О том, что происходило тогда, подробно рассказали историк Михаил Синькевич и бывший узник Озаричей Аркадий Шкуран в своей книге «Полесье. Трагедия и память». Авторы не просто исследовали архивные документы и собрали материалы, а пропустили всё через свои сердца.
Мемориальный комплекс узникам Озаричского лагеря смерти
В этом году исполняется 77 лет освобождения Озаричского лагеря смерти. На плите мемориального комплекса памяти узникам и начертан призыв и стон одновременно «Люди, помните нас!». И словно продолжение — надпись на камне рядом с небольшой деревянной часовенкой: «Помолитесь за безвременно ушедших и безвинно убиенных…».