ПОСТАНОВЛЕНИЕ СОВЕТА МИНИСТРОВ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
23 февраля 2016 г. № 149
О Государственной программе «Малое и среднее предпринимательство в Республике Беларусь» на 2016-2020 годы
В целях обеспечения развития малого и среднего предпринимательства в Республике Беларусь Совет Министров Республики Беларусь ПОСТАНОВЛЯЕТ:
1. Утвердить прилагаемую Государственную программу «Малое и среднее предпринимательство в Республике Беларусь» на 2016-2020 годы (далее — Государственная программа).
2. Определить:
заказчиком — координатором Государственной программы Министерство экономики;
заказчиками Государственной программы Министерство экономики, облисполкомы, Минский горисполком.
3. Министерству экономики:
обеспечить координацию деятельности заказчиков по выполнению Государственной программы;
представлять в Совет Министров Республики Беларусь годовой отчет об эффективности выполнения Государственной программы в порядке, установленном законодательством.
4. Министерству финансов, Министерству экономики, облисполкомам и Минскому горисполкому при формировании республиканского и местных бюджетов на очередной финансовый год предусматривать в установленном порядке средства на финансирование мероприятий, предусмотренных Государственной программой.
5. Облисполкомам и Минскому горисполкому в пределах своей компетенции:
осуществлять контроль за выполнением мероприятий Государственной программы, целевым использованием средств, выделяемых на их реализацию;
представлять в Министерство экономики:
до 10-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом, информацию о выполнении мероприятий Государственной программы;
годовой отчет о ходе выполнения Государственной программы в порядке, установленном законодательством.
6. Настоящее постановление вступает в силу после его официального опубликования.
Премьер-министр Республики Беларусь
А.Кобяков
УТВЕРЖДЕНО
Постановление
Совета Министров
Республики Беларусь
23.02.2016 № 149
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА
«Малое и среднее предпринимательство в Республике Беларусь» на 2016-2020 годы
ГЛАВА 1
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Государственная программа «Малое и среднее предпринимательство в Республике Беларусь» на 2016-2020 годы (далее — Государственная программа) разработана в целях обеспечения развития малого и среднего предпринимательства в Республике Беларусь.
ГЛАВА 2
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
В условиях рыночной экономики, как показывает опыт экономически развитых государств, устойчивое социально-экономическое развитие напрямую зависит от уровня активности малого и среднего предпринимательства. Данный сектор экономики является достаточно мобильным и легко адаптируется к часто изменяющимся рыночным условиям, поэтому развитие малого и среднего предпринимательства является фундаментом для возникновения условий интенсивного экономического роста.
Республика Беларусь в данном аспекте не является исключением, и вопросы экономического роста и источников его обеспечения как никогда актуальны сегодня. Развитие индивидуального, малого и среднего предпринимательства в нашей стране является одним из национальных приоритетов экономики.
Показатель численности занятых в сфере малого и среднего предпринимательства свидетельствует о важной роли предпринимательства Беларуси в решении проблемы занятости. Удельный вес занятых в микроорганизациях, малых и средних организациях, а также индивидуальных предпринимателей и привлекаемых ими наемных лиц в общей численности занятых в экономике по итогам 2014 года составил 32,5 процента (2010 год — 31,9 процента).
На 1 января 2015 г. численность занятых в сфере малого и среднего предпринимательства, включая индивидуальных предпринимателей и привлекаемых ими наемных лиц, составила 1477,3 тыс. человек.
Рост численности занятых в сфере малого и среднего предпринимательства в 2014 году по отношению к 2010 году отмечен в Минской области — 6,6 процента (15,6 тыс. человек), в г. Минске — 3 процента (13,7 тыс. человек) и Гродненской области — 1,3 процента (1,8 тыс. человек).
Заметное уменьшение численности занятых в сфере малого и среднего предпринимательства в 2014 году по отношению к 2010 году наблюдалось в Витебской и Могилевской областях — на 11,7 процента (19,6 тыс. человек) и 8,6 процента (11,8 тыс. человек) соответственно.
В то же время отмечается рост количества субъектов малого и среднего предпринимательства, обусловленный в первую очередь благоприятными изменениями в условиях ведения бизнеса. Так, с 2010 по 2014 год обозначилась устойчивая тенденция роста количества микроорганизаций, малых, средних организаций и индивидуальных предпринимателей. Количество микроорганизаций, малых и средних организаций на 1 января 2015 г. составило 114,2 тыс. единиц (в том числе 2,4 тыс. единиц (2,1 процента) — средние организации, 12,4 тыс. единиц (10,9 процента) — малые организации, 99,4 тыс. единиц (87 процентов) — микроорганизации) и по сравнению на 1 января 2011 г. их количество увеличилось на 27,3 тыс. единиц (темпы роста — 131,4 процента).
Количество индивидуальных предпринимателей в 2014 году составило 249 тыс. человек и увеличилось по сравнению с 2010 годом на 17,1 тыс. человек (прирост — 7,4 процента).
В 2014 году среднее число работников в микроорганизации составило 3,5 человека, в малой организации — 40 человек, в средней организации — 158 человек.
Малый и средний бизнес развивается на территории Беларуси неравномерно. Распределение субъектов малого и среднего предпринимательства по регионам характеризуется достаточно высокой степенью концентрации в столице и крупных городах. В остальных регионах развитие малого и среднего бизнеса характеризуется относительной равномерностью.
Плотность малого и среднего бизнеса (количество субъектов малого и среднего предпринимательства, включая индивидуальных предпринимателей, на 1000 жителей) в Беларуси составляет 38,3 единицы на 1000 жителей и сопоставима с зарубежными показателями (Российская Федерация — 39 единиц, Республика Польша — 37 единиц, Латвийская Республика — 35 единиц, Литовская Республика — 32 единицы). Однако влияние малого и среднего предпринимательства на социально-экономическое развитие Беларуси заметно уступает уровню развитых стран.
Доля валовой добавленной стоимости, формируемая субъектами малого и среднего предпринимательства (включая индивидуальных предпринимателей), в валовой добавленной стоимости страны за 2014 год составила 28,7 процента и увеличилась по сравнению с 2011 годом на 1,4 процентного пункта (расчет данного показателя с учетом доли индивидуальных предпринимателей до 2011 года не осуществлялся).
Имеет место неравномерность развития малого и среднего предпринимательства по отраслям. Сектор малого предпринимательства — институт, который обеспечивает занятость населения и сосредоточен прежде всего в сфере услуг (по итогам 2014 года — 73 процента от общего количества микроорганизаций и малых организаций, в том числе 39 процентов в сфере торговли, ремонта автомобилей, бытовых изделий). Аналогичная ситуация складывается в сфере индивидуального предпринимательства — 85 процентов индивидуальных предпринимателей занято в сфере услуг.
Со средним бизнесом связано решение задач по обеспечению экономического роста и перехода на инновационный путь развития. Средние организации в большей степени представлены в сфере производства (более 68 процентов средних организаций осуществляют деятельность в области промышленности, строительства, сельского хозяйства).
Поступательно увеличивается удельный вес объема промышленного производства субъектов малого и среднего предпринимательства в общем объеме промышленного производства — с 15,1 процента в 2010 году до 16 процентов в 2014 году. В 2014 году количество субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих деятельность в промышленном производстве, составило 16 095 организаций, темпы роста их количества по отношению к 2010 году составили 127,6 процента (в 2010 году — 12 611 организаций).
Численность занятых в данном секторе в 2014 году составила 278,9 тыс. человек, или 23,2 процента от средней численности работников субъектов малого и среднего предпринимательства (без учета индивидуальных предпринимателей и привлекаемых наемных лиц).
Количество индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность в промышленности, — 12 118 человек, или 4,9 процента от общего количества зарегистрированных предпринимателей.
Возрастает инвестиционный потенциал малого и среднего бизнеса. Если в 2010 году доля инвестиций малого и среднего предпринимательства в общем объеме инвестиций составляла 39,7 процента, то по итогам 2014 года данный показатель составил 42,3 процента (прирост — 2,6 процентного пункта).
Доля экспорта субъектов малого и среднего предпринимательства в экспорте страны по итогам 2014 года составила 41,5 процента (2010 год — 42,9 процента), импорта — 35 процентов (2010 год — 37,4 процента).
Удельный вес субъектов малого и среднего предпринимательства в общем объеме выручки от реализации продукции, товаров, работ, услуг по итогам 2014 года составил 37,1 процента (2010 год — 37,2 процента). Среди регионов наибольший удельный вес выручки от реализации продукции, товаров, работ, услуг субъектов малого и среднего предпринимательства в общем объеме выручки отмечен в г. Минске — 49,3 процента и Минской области — 41,1 процента, наименьший — в Гомельской области — 17,9 процента.
Удельный вес налоговых поступлений от субъектов малого и среднего предпринимательства, включая индивидуальных предпринимателей, в общих поступлениях в бюджет в 2014 году составил 27,9 процента. Наибольший удельный вес налоговых поступлений от субъектов малого и среднего предпринимательства в общих поступлениях региона отмечен по итогам 2014 года по Минской области — 34,3 процента, г. Минску — 32,1 процента и Брестской области — 29,5 процента, наименьший — по Витебской области — 15,5 процента.
В республике действует сеть субъектов инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства, которая состоит из 88 центров поддержки предпринимательства и 19 инкубаторов малого предпринимательства. Субъекты данной инфраструктуры в большинстве расположены в областных центрах и крупных городах. Так, из 7 центров, расположенных в Брестской области, 4 находятся в г. Бресте, из 7 центров, расположенных в Витебской области, 3 — в г. Витебске, из 7 центров, расположенных в Гомельской области, 3 — в г. Гомеле. Лишь в Гродненской области из 19 центров поддержки предпринимательства 15 расположены в районных центрах. Услугами субъектов инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства охвачено около 130 тыс. человек, или 8,8 процента от общей численности занятых в сфере малого и среднего предпринимательства.
Республика Беларусь в отчете Всемирного банка «Ведение бизнеса 2016» заняла 44-е место среди 189 государств.
В отчете «Ведение бизнеса 2016» в отношении Республики Беларусь зафиксированы две положительные реформы — сокращение общего срока государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним с возможностью осуществления регистрационных действий в срочном порядке — в течение одного рабочего дня (показатель «Регистрация собственности»), а также введение для субъектов хозяйствования электронной государственной регистрации (показатель «Регистрация предприятий»).
Упрощение правил вхождения в бизнес позволило улучшить рейтинговые позиции страны по показателю «Регистрация предприятий» сразу на 27 пунктов по отношению к предыдущему отчетному периоду.
Республика Беларусь на протяжении последних пяти лет в рейтинге Всемирного банка удерживает лидерские позиции по показателю «Регистрация собственности» (7-е место), получает высокие оценки экспертов по показателям «Международная торговля» (25-е место), «Обеспечение исполнения контрактов» (29-е место) и «Получение разрешений на строительство» (34-е место).
Показатель удаленности от передового рубежа улучшен по сравнению с предыдущим отчетным периодом на 0,54 процентного пункта и составил 72,3 процента, тем самым сокращен разрыв между достижениями нашей страны и передовым рубежом, рассчитанным на основе наилучших показателей по всем странам за все годы.
ГЛАВА 3
ЦЕЛЬ, ЗАДАЧИ И ПОКАЗАТЕЛИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ
Целью Государственной программы является развитие малого и среднего предпринимательства как одного из факторов обеспечения стабильно высокого уровня занятости населения и экономического роста.
Для достижения поставленной цели предусматривается решение следующих задач:
улучшение деловой среды;
содействие развитию субъектов малого и среднего предпринимательства;
совершенствование инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства;
формирование позитивного отношения к предпринимательской инициативе граждан.
Сводные целевые показатели и целевые показатели Государственной программы приведены согласно приложению 1. Планируется достижение в 2020 году удельного веса валовой добавленной стоимости, формируемой субъектами малого и среднего предпринимательства, в валовой добавленной стоимости Республики Беларусь в размере 32 процентов и удельного веса занятых в микроорганизациях, малых и средних организациях (без внешних совместителей), а также индивидуальных предпринимателей и привлекаемых ими наемных лиц в общей численности занятых в экономике Республики Беларусь в размере 35 процентов.
Предусматривается выполнение мероприятий по реализации Государственной программы согласно приложению 2.
Реализация плана действий по улучшению рейтинговых позиций Республики Беларусь в отчете Всемирного банка «Ведение бизнеса» согласно приложению 3 будет способствовать улучшению деловой среды и позволит обеспечить вхождение Республики Беларусь в число 30 стран с наиболее благоприятными условиями для ведения бизнеса.
ГЛАВА 4
ОСНОВНЫЕ РИСКИ, СВЯЗАННЫЕ С РЕАЛИЗАЦИЕЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ, И МЕРЫ ПО ИХ МИНИМИЗАЦИИ
Достижение поставленной в Государственной программе цели может быть осложнено различного рода рисками, что обусловливает необходимость их прогнозирования и своевременного принятия мер по их минимизации.
К основным рискам, которые могут возникнуть при реализации Государственной программы, относятся:
правовые риски, связанные с изменением законодательства, продолжительностью процесса формирования нормативной правовой базы, необходимой для эффективной реализации Государственной программы, что может привести к увеличению сроков реализации мероприятий Государственной программы или изменению условий их выполнения;
финансовые риски, связанные с сокращением объема финансирования за счет бюджетных средств программных мероприятий, в результате чего возможно сокращение или прекращение их выполнения;
административные риски, связанные с неэффективным управлением реализацией Государственной программы, низкой эффективностью взаимодействия заинтересованных сторон, что может повлечь нарушение планируемых сроков реализации Государственной программы, невыполнение ее цели и задач, снижение эффективности выполнения мероприятий.
В целях минимизации воздействия рисков при реализации Государственной программы планируется:
привлечение заинтересованных сторон к обсуждению проектов документов на этапе их разработки;
учет планируемых изменений в законодательстве в сфере предпринимательской деятельности;
ежегодное уточнение объемов финансовых средств, предусмотренных на реализацию мероприятий Государственной программы, в зависимости от достигнутых результатов и определение приоритетов для первоочередного финансирования;
формирование эффективной системы управления реализацией Государственной программы;
проведение систематического мониторинга результативности реализации Государственной программы;
повышение эффективности взаимодействия участников реализации Государственной программы;
своевременная корректировка мероприятий Государственной программы.
ГЛАВА 5
ФИНАНСОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ
Планируемый объем расходов по финансовому обеспечению реализации Государственной программы согласно приложению 4 составляет 6038,8 млрд. рублей.
Финансирование мероприятий Государственной программы будет осуществляться за счет средств республиканского и местных бюджетов, открытого акционерного общества «Банк развития Республики Беларусь», Белорусского фонда финансовой поддержки предпринимателей.
Объемы финансирования мероприятий Государственной программы уточняются при формировании республиканского бюджета на очередной финансовый год.
ГЛАВА 6
МЕТОДИКА ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ
Основным источником получения сведений о выполнении сводных целевых показателей Государственной программы является государственная статистическая отчетность.
Оценка эффективности реализации Государственной программы производится ежегодно путем сравнения фактически достигнутых значений сводных целевых показателей за соответствующий год с предусмотренными Государственной программой значениями сводных целевых показателей.
Эффективность реализации Государственной программы оценивается как степень фактического достижения сводных целевых показателей Государственной программы и рассчитывается по формуле
где Е — эффективность реализации Государственной программы;
и — значения сводных целевых показателей, достигнутые в ходе реализации Государственной программы;
и — значения сводных целевых показателей, предусмотренные Государственной программой.
Государственная программа признается:
эффективной в случае, если значение показателя эффективности более или равно 0,9;
умеренно эффективной в случае, если значение показателя эффективности составляет от 0,8 до 0,9;
малоэффективной в случае, если значение показателя эффективности составляет менее 0,8.