Ирина Довгало, представляющая в Овальном зале интересы жителей Советского избирательного округа №34, отчиталась за первый год работы в парламенте. На сайте депутата опубликован подробный отчёт, но как того требует форма — без нюансов и личного отношения к изложенному. Полагая, что избирателям будет интересно почитать живой разговор, мы записали с Ириной Викторовной большое интервью о депутатском долге, работе в округе, национальной идее и отношении к уличным протестам. Не обошли вниманием и главный вопрос: можно ли преуспеть в законотворчестве за год?
О СОСТАВЕ ПАРЛАМЕНТА
— Напомним нашим читателям, что парламентские выборы в Беларуси прошли 17 ноября 2019 года. В парламент не попало ни одного оппозиционного кандидата в депутаты. В этой связи вопрос: есть кому задавать тон в Овальном зале или все сессии проходят тихо и спокойно?
— Позади три сессии, на которых принято более 80 законопроектов (в первом и втором чтениях), и при их рассмотрении стало ясно: в Палате представителей хватает личностей, умеющих взвешенно оценивать предлагаемые нормативные акты и главное — отстаивать свою точку зрения. При этом они не создают информационного шума, по которому некоторые оценивают работу депутата, а именно пашут, глубоко вникают в документы и не боятся задавать уточняющие вопросы профильным министерствам.
Оппозиция показала себя в прошлом созыве. Вернее, не обозначилась никак. Активность их депутатская деятельность стала приобретать лишь тогда, когда пришла пора баллотироваться на второй срок. Но было уже поздно: избиратели всё поняли и сделали выводы. Ведь само по себе наличие в Овальном зале представителей оппозиционных сил ещё не делает парламент деятельным и работоспособным. Это иллюзия, навязанная нам извне. Как говорят в таких случаях одесситы, «вам шашечки или ехать?».
— На ваш взгляд, кого в парламенте должно быть больше — «людей из народа» или всё-таки профессиональных юристов и экономистов, молодых или возрастных депутатов?
— Врачей и учителей в парламенте всегда было больше, чем представителей других профессий. Выходит, народ им больше доверяет. Экономистов мало, а юристов ещё меньше. Между тем именно этих специалистов в парламенте не хватает. Я, к примеру, госслужащая, бывший руководитель, и у меня не возникает сложностей при рассмотрении того же госбюджета. В то же время некоторым коллегам изучение финансовых смет даётся с трудом.
Кого в парламенте должно быть больше — молодёжи или представителей старшего поколения, однозначно не скажу. Но я бы точно не стала относить жизненный опыт к недостаткам.
О ЗАКОНОТВОРЧЕСТВЕ
— Что можно успеть в законотворчестве за год?
— Каждая сессия — это порядка 25-30 законопроектов. Их, повторюсь, прошло уже три. Но мне бы хотелось отдельно остановиться на законопроекте «О совместном домовладении». Тему разрабатывали с комиссией по жилищной политике и Госкомимуществом.
Старая редакция закона была принята ещё в 1998 году. Сейчас мы предлагаем распространить его действие не только на жилые дома, но и нежилые изолированные помещения, расположенные в капитальных строениях, в тех же, к примеру, торговых центрах. Отнести к участникам совместного домовладения не только собственников объектов недвижимого имущества, но и лиц, которые в отношении этих объектов обладают правом хозяйственного ведения либо оперативного управления.
Дело в том, что зачастую участники совместного домовладения не могут договориться между собой, каждый стоит на своём и не желает уступать. Яркий пример тому – конфликт в торговом центре «Мандарин Плаза», обернувшийся блэкаутом. Рассматривается идея создать институт разрешения таких споров, который помог бы им найти компромисс, не доводя каждый возникающий конфликт до суда. На мой взгляд, в роли таких медиаторов могут выступать местные исполкомы и советы депутатов.
Кроме того, до сих пор не установлено законом, что отказ одной из сторон от заключения договора о совместном владении не освобождает её от совместного обслуживания здания и внесения платы за фактически оказанные коммунальные услуги. Этот пробел тоже нужно ликвидировать.
— Вы сейчас говорите о юрлицах, но не меньше вопросов возникает в жилищных кооперативах и товариществах собственников, которые превратились в некий аналог избирательной комиссии. Для того чтобы принять более-менее значимое решение, требуется провести общее собрание собственников с явкой, которую в силу объективных причин сложно обеспечить…
— Да, и в жилфонде в вопросах совместного домовладения масса перегибов, которые мы всесторонне изучили. Особенно это актуально для Минска, где квартиры покупают россияне и после этого в них не проживают. Сдают в аренду или оставляют пустыми.
Поэтому обеспечить требуемый кворум даже при заочном опросе фактически нереально. Есть примеры, когда для утверждения сметы расходов, без которой просто нельзя жить дальше, активу товарищества собственников приходится в буквальном смысле дежурить у подъездов.
О СВОБОДЕ МАЛОГО БИЗНЕСА
— Неоднократно от знакомых предпринимателей приходилось слышать, что открыть в Беларуси своё дело — это всегда риск. Поэтому в продолжение темы законотворчества не могу не спросить — что парламентарии намерены сделать для изменения ситуации?
— Несмотря на то что в нашей стране многое сделано для поддержки малого и среднего бизнеса, назрело время принять Закон «О саморегулируемых организациях». Его проект уже внесён на рассмотрение и готовится к первому чтению. Если говорить в целом, то он содержит цели и правила создания саморегулируемых организаций (СРО), их права и обязанности, условия взаимодействия с потребителями и государством. По сути это будет институт саморегулирования в ряде сфер профессиональной деятельности, членство в нём заменит лицензирование, аттестацию и сертификацию. Правда, это не будет касаться тех видов деятельности, которые влияют на национальную безопасность, общественный порядок, здоровье населения и охрану окружающей среды.
При подготовке законопроекта я участвовала в заседании «круглого стола» на тему «Саморегулирование предпринимательской деятельности». Тогда мы говорили об упрощении учёта и отчётности субъектов малого и среднего предпринимательства. Опять же, совместно с Госкомимуществом обсудили возможность упрощения процедуры и сокращения сроков передачи бизнесу неиспользуемых объектов госимущества. Все мои предложения и поправки были внесены в полном объёме.
КАК НЕ ПОТЕРЯТЬ МОЛОДЁЖЬ
— В октябре парламент продлил приём предложений по конституционной реформе. Вы лично инициировали какие-либо изменения в Конституцию?
— Да, я воспользовалась своим правом и внесла предложения по внесению изменений в главный закон страны. В статье 107 действующей Конституции прописана обязанность участия правительства в проведении единой экономической, финансовой, кредитной и денежной политики, государственной политики в области науки, культуры, образования, здравоохранения, экологии, социального обеспечения и оплаты труда. Считаю, что сюда нужно включить и единую молодёжную политику.
Тема неоднократно поднималась на моих встречах с молодёжью, плотно её обсуждали и с руководителем Гомельской лиги КВН Алексеем Чистовым. Считаю, что нужно возродить государственную структуру со статусом министерства, которая будет курировать вопросы молодёжной политики. Изобретать велосипед не нужно — больше десяти лет в стране работал Госкомитет по делам молодёжи. Подобное же образование, подчиняющееся правительству напрямую, должно консолидировать молодёжь вокруг национальной идеи, чего сегодня, увы, нет.
— А какая она на ваш взгляд, национальная идея?
— Неоднократно от этом задумывалась и с определённой долей скепсиса отношусь к её искусственному созданию. На мой взгляд, национальная идея должна вызреть сама, быть продиктованной самой жизнью, поддерживаться подавляющим большинством нашего общества. Это когда-то Ленин мог безапелляционно заявлять, что учение Маркса всесильно, потому что оно верно, и малограмотные слои населения верили ему безоговорочно. Сегодня такой подход безнадёжно устарел. Нынче даже политические партии или называющие себя таковыми могут формироваться, не имея политических, экономических и социальных программ. Просто на основе неких общих интересов. А они у каждой категории населения разные. Как всё учесть?
Обратимся к сегодняшней ситуации. До недавнего времени белорусы жили в спокойной, безопасной, уверенно смотрящей в будущее стране. Безусловно, власть допускала ошибки, просчёты, кому-то это не нравилось, но катастрофического характера это не носило. После президентских выборов ситуация изменилась кардинально, никто не знает, что будет завтра. Белорусы уже начинают опасаться выходных. Не зная, какие сюрпризы они могут преподнести и чем закончиться. Люди устали от противостояния. Вполне допускаю, что пройдёт какое-то время, и то, что ещё совсем недавно воспринималось как само собой разумеющееся, обернётся национальной идеей. Идеей гражданского мира, единства, пусть не бурного, но поступательного развития. Только для начала всем следует убрать эмоции, перестать жить сегодняшним днём и сиюминутными желаниями. Настало время разумно и последовательно делать необходимые для развития страны шаги.
О ПОЛНОМОЧИЯХ МЕСТНЫХ СОВЕТОВ
— В Гомеле на диалоговой площадке в рамках конституционной реформы говорили о повышении роли местного самоуправления и управления. Знаю, что вы там тоже были, но к трибуне не вышли. А было что сказать?
— Да, я предлагаю внести поправки, продлевающие срок полномочий депутатов местных советов до пяти лет. Именно на такой срок разрабатываются основные госпрограммы, а отталкиваясь от них, верстаются региональные программы, которые утверждаются местными советами. Соответственно, эти представительские органы участвуют в их реализации. И возникает ситуация, при которой действующая программа ещё не закончилась, а срок полномочий органа, который контролирует её исполнение на местах, уже истёк. В итоге, у депутата нет особой заинтересованности в результате. Хотя он-то находится непосредственно на месте и видит, реализуется программа в его округе или «буксует».
Диалоговая площадка «Повышение роли местного управления и самоуправления» прошла в начале ноября в ОКЦ.
О РАБОТЕ В ОКРУГЕ
— Кто вам помогает работать в избирательном округе — организовывать приёмы и встречи в трудовых коллективах?
— У каждого депутата есть помощники. Эти люди работают вместе с парламентарием весь его срок. И часто именно от их профессиональных навыков и умения разговаривать с людьми зависит репутация депутата. Мне в этом смысле повезло, потому что в помощниках у меня Людмила Николаевна Колобухина, бывший кадровик, опытный специалист, умеющий слушать и слышать людей. Многие вопросы снимаются на её уровне. Людмиле Николаевне иногда достаточно просто позвонить в ту или иную службу и изложить суть проблемы.
— А с какими проблемами к вам идут люди?
— За прошедший год я провела восемь личных приёмов, три прямых телефонных линии, на которые пришли и позвонили 123 жителя округа. Решать приходилось самые разные вопросы — от мелких бытовых до тех, которые действительно требуют вмешательства парламентариев. Коммунальных проблем в этом списке больше — около 70%. Но я не хочу пенять на мастеров или начальников наших домоуправлений. Они в большинстве своём добросовестно выполняют свою работу, вопросы чаще всего не решаются из-за отсутствия средств.
Ирина Довгало во время встречи с коллективом Гомельского мотороремонтного завода.
— А что известно о бассейне «Дельфин»? Если не ошибаюсь, судьбу здания вы обещали избирателям контролировать.
— Определён подрядчик на выполнение предпроектных работ, он выявит нюансы в состоянии здания, которые не видны на первый взгляд. Результат даст повод рассматривать вопрос о реконструкции бассейна или его сносе со строительством нового. Определённость появится к концу года.
Я выступаю за реконструкцию. В типовом проекте бассейна, который сегодня предлагают, нет спортивного зала сухого плавания. А ведь в бассейне будут заниматься воспитанники спортивной школы, и он им очень нужен. В старом «Дельфине» такой зал был, его нужно сохранить.
Можно взять и чистую эстетику. Кому-то существующее здание может показаться неказистым, но другого такого в нашем районе нет. Оно отражает свою эпоху, органично вписывается в ансамбль дворца культуры.
Считаю, нужно по возможности сохранить его облик. На улице Портовой, где в 2020 году открыли бассейн после реконструкции, это удалось.
О КОНТАКТЕ С МЕСТНОЙ ВЛАСТЬЮ
— Налажен ли у вас контакт с местной администрацией?
— Работа в округе не ограничивается лишь приёмами граждан. Чтобы знать о положении дел в трудовых коллективах, я провожу встречи с избирателями, участвую в работе заседаний исполкомов и сессий. Во всех этих случаях местные власти оказывают содействие: заблаговременно оповещают людей, предоставляют место для встреч. Но это технические моменты.
Контакт с местным исполкомом важен прежде всего для решения коммунальных проблем. Поэтому я не приписываю лично себе заслуги в том, что к 75-летию Великой Победы привели в порядок Лещинское кладбище, заасфальтировали проезды во многих дворах района и начали активно озеленять город. Моё участие, скорее, в обострении проблем, привлечении к ним внимания.
Что же касается коммунальных вопросов, то они будут накапливаться как снежный ком, пока в каждом отдельном доме не будет хозяина. В этом смысле мне симпатичны жилищные кооперативы и товарищества собственников. С одной, правда, оговоркой — при наличии грамотного председателя. Ну а помощь им в изменении законодательства скоро последует, об этом я уже сказала выше.
О ТЕКУЩЕЙ СИТУАЦИИ В СТРАНЕ
— Белорусы по всей стране инициировали процесс отзыва депутата своего округа. Тема коснулась и вас лично. Что вы думаете об этой инициативе?
— Вы заметили, как системно и дружно по всей стране проходят эти отзывы? Да, по Избирательному кодексу люди имеют на это право. Но иногда доходит до абсурда, складывается ощущение, что никакие это не избиратели, а группа товарищей, которые даже в глаза не видели своего депутата.
Вон на днях на одном их гомельских сайтов вышла новость о рассмотрении судом жалобы на запрет собрания по отзыву моего коллеги. Всё бы ничего, но фамилию его дважды написали неправильно — Машкарова назвали Мошкарёвым. Сначала подумала — опечатка. Перечитала и убедилась: те, кто отзывают депутатов, вообще не голосовали на парламентских выборах ни за них, ни против них. Большинство же моих избирателей, с которыми я регулярно встречаюсь на предприятиях и на приёмах, поддерживают меня, и двумя руками за то, чтобы я спокойно работала.
— Вы можете не отвечать на мой последний вопрос, но не спросить не могу. Как вы относитесь к событиям в стране, происходящим после президентских выборов?
— Власть протестующих увидела, услышала и призвала к диалогу. Но судя по тому, что мы наблюдаем уже не первый месяц, оппозиция ни о чём-то подобном не помышляет. Её основная задача — раскачать ситуацию, не дать протестам пойти на спад. К сожалению, многие ей верят. Вот это меня, как народного избранника, и угнетает больше всего.
Тем не менее я продолжаю надеяться на благоразумие нашего народа, на его мудрость и богатый, часто трагический исторический опыт. И считаю, что мы в состоянии сами решить свои проблемы, безо всякого влияния извне. В конце концов, не так много на этой планете нас, белорусов, чтобы мы не могли друг с другом договориться. Раскол, противостояние, ненависть и отчуждение ещё ни одно общество до добра не доводило.
Автор: Светлана Коломиец. Фото: Мария Амелина, Вячеслав Коломиец
В тему:
Приём граждан: как это работает, кто и как помогает белорусам решать проблемы?