В Гомеле на диалоговой площадке «Повышение роли местного управления и самоуправления» обсуждались самые разные вопросы — от перераспределения конституционных полномочий местных органов власти до порядка назначения и согласования должностных лиц. В работе форума приняли участие представители трудовых коллективов, юристы, депутаты, руководители местных органов власти из разных уголков региона.
Сначала цифры
Сегодня в Гомельской области насчитывается 3,5 тыс. депутатов, 780 из которых представляют своих избирателей на областном и базовом (районом или городском) уровнях. В регионе действуют четыре тысячи территориальных органов самоуправления и 670 — общественного самоуправления.
Кесарю кесарево
За годы суверенной Беларуси в стране создана сильная исполнительная вертикаль власти, но то и дело возникают разговоры об её децентрализации и передаче полномочий местным исполкомам. Поэтому первым делом участники диалоговой площадки обсудили целесообразность перераспределения конституционных полномочий местных органов власти.
Представитель областного управления юстиции Алла Сусаренко напомнила собравшимся, что в юридическом смысле местное управление — это форма организации и деятельности местных исполнительных и распорядительных органов для решения вопросов местного значения, исходя из общегосударственных интересов. Если соотнести это определение со сложившейся практикой, то, считает Сусаренко, сегодня местные органы власти вполне справляются с возложенными на них функциями. Из чего сделала вывод: практического смысла в перераспределении этих полномочий нет, а вот наполнить эти полномочия более конкретным содержанием стоит.
Мнение коллеги полностью поддержала Евгения Семёнова, представляющая центр правовой информации Гомельской области. Эксперт заметила, что сегодня хватает примеров, когда сугубо местные вопросы решаются чуть ли не на государственном уровне, при этом некоторые местные командиры предпочитают оставаться в стороне.
Должность должности рознь
На диалоговой площадке прозвучало предложение наделить руководителей областного уровня правом назначать на должности руководителей первичного уровня, в частности, глав районных администраций в городах. С последующим утверждением кандидатур соответствующими Советами депутатов, минуя согласование с Президентом.
Кто-то из присутствующих заметил, что в таком случае должность будет исключена из кадрового реестра Главы государства. Это может отрицательно сказаться на деятельности руководителя, который не увидит для себя перспектив карьерного роста. На что та же Алла Сусаренко резонно заметила: если человек проявит себя в этой должности с положительной стороны, то его дальнейший рост и включение в высший кадровый реестр, в котором сегодня числятся более 170 человек, дело времени.
С доводами Сусаренко согласился и начальник главного управления организационно-кадровой работы облисполкома Дмитрий Рожков. Он предложил посмотреть правде в глаза и признать очевидное: сегодня главы районных администраций выполняют, по факту, тот же объём задач, который возложен на председателей сельисполкомов. При этом они не утверждаются местными Советами, поскольку их попросту нет, и даже не имеют собственного бюджета.
Поэтому ставить главу районной администрации на один уровень с председателем райисполкома, на котором лежит ответственность за функционирование всего реального сектора в районе, Дмитрий Рожков считает неправильным.
Станут ли сельсоветы историей
Жаркие дискуссии вызвало предложение упразднить сельские, поселковые и горсоветы, одновременно усилив исполнительные и распорядительные органы власти на этом уровне. Такое предложение внёс председатель Калинковичского райсовета депутатов Виктор Замостик. В качестве обоснования своего мнения он отметил, что в реальности статьи 20 и 21 Закона «О местном управлении» практически не работают. Практически все решения местных Советов, не имея финансового подкрепления, носят рекомендательный характер. Поэтому не удивительно, что в сознании большого количества людей любой Совет, тем более первичного уровня, является нижестоящей организацией по отношению к исполнительной власти. Которая обладает не только определёнными правами на своей территории, но и возможностью их реализации.
К тому же, обратил внимание участников дискуссии Виктор Замостик, сложилась практика, когда должность председателя сельисполкома очень часто совмещается с выполнением одним и тем же человеком обязанностей председателя сельсовета. А большинство работников этих исполкомов одновременно являются депутатами сельских советов. Это создаёт не только дополнительную нагрузку на работников, но и абсолютно излишнее дублирование функций.
Имеющая опыт работы в качестве депутата Буда-Кошелёвского районного совета депутатов и председателя Гомельского районного исполнительного комитета Елена Алексина, ныне занимающая должность заместителя председателя Гомельского горисполкома, поддержала инициативу. И аргументировала своё мнение тем, что этот вопрос поднимался уже десять лет назад. Но тогда упразднять сельские советы посчитали преждевременным. За прошедшие годы заметно развились и укрепились различные органы общественного самоуправления, которым сегодня вполне по силам взять на себя решение многих вопросов на местах.
Некоторые участники дискуссии выразили определённые сомнения в целесообразности предлагаемых шагов. В настоящее время, аргументировали они, любой сельский житель имеет возможность обратиться со своей проблемой к депутату. А тот, в силу своего статуса и полномочий, просто не вправе отмахнуться от её решения. Будут ли столь ответственны даже самые активные общественники — большой вопрос.
Что происходит?
Открытая диалоговая площадка — это место, где граждане, представители партий, общественных объединений и власти могут рассматривать насущные государственные вопросы. Здесь вырабатываются предложения, из которых самые востребованные будут обсуждаться в том числе и на Всебелорусском народном собрании и точно не останутся без внимания на местном и государственном уровнях. Анонсы таких встреч еженедельно размещаются на сайте Гомельского облисполкома.