Всю минувшую неделю депутаты Палаты представителей Ирина Довгало и Александр Машкаров провели в своих избирательных округах. В эти дни народные избранники встречались с руководителями местных органов власти, общались с трудовыми коллективами и вели личные приёмы граждан.
Ирина Довгало: «Мы вынуждены вступить в войну за правду о войне»
Ещё перед началом открытого разговора с профессорско-преподавательским составом БТЭУ ПК Ирина Викторовна обратила внимание собеседников на такой факт: ровно 25 лет назад, 24 ноября 1996 года, состоялся второй по счёту референдум, на котором среди прочих вопросов гражданам независимой Беларуси было предложено высказаться за или против предлагаемых изменений в тогдашнюю Конституцию. «За» тогда проголосовало около 80% опрошенных. Четверть века прошло с тех пор, и страна вновь оказалась перед необходимостью откорректировать свой Основной Закон. Причём в сходных общественно-политических условиях.
— Я тогда была председателем комиссии на одном из участков Центрального района, — поделилась воспоминаниями Ирина Довгало. — И своими глазами видела поток людей, которые с раннего утра устремились выразить своё отношение к предложенным проблемам. Подавляющее большинство даже не скрывали своей позиции, одобряя действия Президента. «Правильно, — говорили они, — власть должна быть властью! Надо проблемы решать, а не болтологию на дебатах в Верховном Совете разводить. За этой болтовнёй не заметим, как страну профукаем!»
Таково было настроение подавляющего большинства отчаявшихся белорусов. Тем не менее и тогда были те, кто ещё до голосования кричал, что референдум незаконен, голосование нечестное и процедуры не соответствуют демократическим нормам.
— Ничего с тех пор не изменилось, — подытожила депутат.
Высказывая собственное мнение по вопросу предпосылок для внесения кардинальных изменений в Конституцию, Ирина Довгало отметила, что этого требует стремительно меняющаяся ситуация как внутри страны, так и за её пределами. Например, в ныне действующей редакции вообще не прописано, что существует вероятность физического устранения главы государства. До обнародования всем известных данных о подготовке покушения на Александра Лукашенко и его семью о подобном даже не помышляли. Сегодня эта проблема достаточно актуальна. Так же, как и вопросы введения чрезвычайного и военного положения, некоторые другие, связанные с деятельностью государственных органов в особый период.
Тема оперативности при рассмотрении некоторых законопроектов вообще достаточно часто поднималась в ходе этой встречи. Так, закон о недопущении героизации нацизма на весенней сессии был принят внепланово по причине того, что дальше затягивать его принятие стало уже опасно.
Ситуация сейчас такова, поделилась наболевшим депутат, что мы вынуждены вступить в войну за правду о войне. То, что мы видим и слышим сейчас, причём не из отдельных СМИ, а массированно, не укладывается ни в какие рамки нормального человеческого восприятия. В некоторых странах договорились уже до того, что в открытую называют советских солдат оккупантами.
В разговоре с преподавателями университета невозможно было обойти вниманием проблему тех «ценностей», которые сегодня старательно навязывает молодому поколению так называемый цивилизованный мир. В этом плане, убеждена Ирина Викторовна, западная пропаганда действует в строгом соответствии с доктриной Даллеса 1943 года. Уже тогда, говоря о возможности уничтожить СССР, он утверждал: эффективнее всего это можно сделать через молодёжь, которую необходимо заставить поверить в самые низменные ценности.
В этой связи Ирина Довгало вновь обратилась к собственному опыту.
— Два года назад во время предвыборной кампании одна правозащитная организация всё время спрашивала, каково моё отношение к однополым бракам. Да никакое, отвечаю, а почему вас так это волнует? А потому, говорят, что это является маркером моего отношения к демократии. Ни больше ни меньше.
Но это не наши, а навязанные нам ценности. Свои же, убеждена Ирина Довгало, мы отдавать на поругание не собираемся. Именно поэтому в проекте конституционных изменений, которые планируется внести в блок, касающийся института семьи, есть предложение чётко обозначить нашу позицию в отношении брака. Который есть не что иное, как союз между мужчиной и женщиной.
Александр Машкаров: «Право обращений в органы власти не должно превращаться в шантаж»
Встречаясь с трудовыми коллективами «Гомельжелезобетона» и электротехнического завода, депутат Александр Машкаров отвечал на вопросы, волнующие большинство избирателей. Например, о внесении изменений в законопроект об обращении граждан.
— Даже моя депутатская работа в округе в большинстве случаев сводится к рассмотрению проблем, которые вполне могут найти решение на местном уровне, — не стал скрывать депутат. — Происходит это по различным причинам. Тем не менее тенденция даже по пустячной проблеме обращаться «наверх» никуда не уходит.
Сейчас рассматриваются поправки в законопроект об обращениях граждан. Изменений предлагается ввести много, особенно с учётом цифровизации. В стране планируется создать единую базу обращений граждан. По задумке, это поможет уменьшить немыслимый порой бумагооборот. Ведь одно дело, если заявитель не получил аргументированного ответа или конкретной помощи, обратившись по адресу, и тогда может рассчитывать на помощь вышестоящих инстанций. И совсем другое, если аргументированный ответ заявитель уже получил от какого-либо государственного органа, но ввиду того, что он его по каким-то причинам не устраивает, продолжает обращаться с этой же проблемой в другие организации и ведомства. Планируется, что впредь такие обращения могут быть оставлены без рассмотрения даже без уведомления заявителя. Права сознательных граждан в этом случае ограничены не будут, а вот так называемым штатным жалобщикам, лицам, которые шантажируют государственных служащих, будет поставлен заслон.
В законопроекте планируется упорядочить и использование книг замечаний и предложений. Сейчас они обязаны быть в наличии везде, что вряд ли оправдано. Поэтому поступило предложение определить перечень организаций, где они действительно необходимы. Например, в сфере услуг.
С одобрением восприняли рабочие информацию Александра Машкарова о том, что в ближайшее время к рассмотрению в парламенте будет представлен законопроект по садовым товариществам. К слову, одним из инициаторов его разработки был сам Александр Валерьевич. В идеале планируется изменить существующую ныне ситуацию, когда граждане, преимущественно пенсионного возраста, большую часть года проживая на дачах, не имеют права официально там зарегистрироваться. Возможно, проблему решит присоединение товариществ к близлежащим населённым пунктам.
— Разумеется, это связано со многими вопросами, — пояснил свою позицию депутат. — Начиная от стандартов жилья, которое может быть переведено в категорию постоянного, до передачи дачных посёлков на баланс обслуживающих организаций. Без конфликта интересов здесь не обойтись. Но важно решить проблему. Так же как и с личными некооперативными гаражами. По республике таких насчитывается более 25 тысяч. Отдельные массивы существующих автономно гаражей насчитывают до 300 единиц. Налог на землю их владельцы не платят. Поэтому есть предложение привести всё в соответствие с законодательством. Возможно, на определённый срок будет объявлена амнистия. За это время владельцам необходимо будет восстановить или приобрести все правоустанавливающие документы и в дальнейшем решать вопрос с местными органами власти.
Когда речь зашла о предстоящем референдуме по изменению Конституции, рабочие высказали несколько пожеланий. Согласившись, что до официального опубликования проекта предметно о чём-то говорить пока рано, они попросили депутата по возможности сделать так, чтобы все конституционные новеллы в проекте были обязательно выделены. Чтобы, как сказал один из участников встречи, легче было сравнивать. У многих возникли вопросы и по процедуре голосования. Как, например, быть, если с какими-то предложенными новшествами человек согласен, а с другими нет? На что Александр Машкаров лишь развёл руками:
— Понятно, в бюллетене варианты «за» и «против» по каждой статье опубликовать невозможно. Поэтому перед голосованием каждому придётся определиться в главном: поддерживает ли он в целом предложенные изменения? Даже с учётом того, что кое-что его может не устраивать. Выбор непростой, но для страны необходимый.