Несмотря на то что проект новой редакции Кодекса об образовании белорусскими парламентариями в первом чтении уже принят, обсуждение 600-страничного документа педагогической общественностью страны продолжается. Более того, в начале июля состоятся парламентские слушания по проблемам образования, к которым депутаты готовятся уже сейчас. Именно с целью услышать голоса с мест Гомель недавно посетила внушительная парламентская делегация. В её состав вошли члены постоянной комиссии по образованию, культуре и науке Андрей Злотников, Сергей Клишевич, а также хорошо известный жителям Советского района Александр Машкаров. Депутаты в формате диалоговой площадки обсудили с руководителями учреждений образования ряд проблемных вопросов.
О родительском контроле
Не секрет, что в старой редакции Кодекса права родителей на получение информации об успеваемости ребёнка, его поведении и отношениях в коллективе не то что не ограничены, но даже никак не регламентированы. Что зачастую выливается в серьёзные проблемы. Например, сегодня любой отец или мать могут прийти в школу и потребовать показать им классный журнал или присутствовать на любом уроке. После чего некоторые начинают требовать от учителя поставить ребёнку ту оценку, которую он, по их мнению, заслуживает. В новой редакции вводится норма, согласно которой подобные визиты будут разрешены только по предварительному согласованию с директором.
Вполне ожидаемо, это предложение определёнными кругами уже стало политизироваться. В профильную парламентскую комиссию поступило несколько сотен обращений, в которых родители рассматривают нововведение как попытку скрыть от них реальную информацию об их детях. Хотя, считают большинство педагогов, ни о чём подобном речи не идёт. Но вводить некоторые правила во взаимоотношения между школой и родителями необходимо, потому что порой требования последних не просто не имеют под собой оснований, но и превращаются в настоящий диктат.
О достоинстве учителя
Вопрос законодательной защиты учителей, их чести и достоинства как людей, выполняющих государственную задачу, также найдёт своё отражение в новой редакции Кодекса. Собравшиеся с горечью говорили о том, что сегодня они практически беззащитны не только перед школьными хулиганами, но и родителями, превратно трактующими понятие родительского долга. Во многих государственных документах отдельно прописана ответственность граждан, оскорбивших или поднявших руку на врача, спасателя или милиционера при исполнении ими служебных обязанностей.
Учитель при выполнении своих никак не защищён от оскорблений ни в классе, ни в соцсетях. О наиболее острых школьных конфликтах общественность узнаёт лишь тогда, когда они становятся достоянием СМИ. Были такие ситуации и в Гомеле. Но это только вершина айсберга, потому что большинство случаев, когда дети срывают уроки, открыто издеваются над учителями, доводят их до слёз, а потом ещё пользуются попустительством со стороны родителей, педагоги стараются особо не афишировать. Именно поэтому, считают учителя, их статус, права и обязанности должны быть строго регламентированы. Вплоть до предоставления возможности удалять из класса учеников, которые срывают урок. Механизм, дающий учителю возможность добиться порядка и создания рабочей атмосферы в ходе занятий, может быть каким угодно. Но он должен быть!
О статусе школьного психолога
Сегодня специалисты этой квалификации есть в каждой школе. Однако их нынешний статус не позволяет эффективно влиять на ситуацию как в целом в учебном заведении, так и на каждого нуждающегося в психологической помощи ребёнка в отдельности. А такие дети, в психологии которых видны отклонения от того, что принято считать нормой, есть. Речь идёт не о психическом здоровье, а скорее о психологическом дискомфорте, который по разным причинам испытывают дети. Но сегодня школьный психолог фактически лишён права направить ученика, чьё поведение вызывает обоснованное подозрение и даже тревогу, на более углубленное медицинское и психологическое обследование.
Сделать это возможно исключительно с согласия родителей. Которые по вполне понятным причинам очень часто отказываются видеть отклонения в его поведении. К сожалению, подобное благодушие в восприятии действительности порой выливается в такие ужасающие трагедии, которые произошли в Казани, Минске, Столбцах…
О гимназиях
Сегодня в Беларуси около 200 гимназий, и многие их руководители не теряют надежды добиться для них особого статуса по сравнению с обычными школами. В проекте Кодекса предусмотрено, что гимназистами ученики могут стать только после завершения девятилетнего срока обучения. Соответственно, на этот же срок перенесены и вступительные экзамены для желающих стать гимназистами. Раньше испытания проводились по окончании начальной школы. Инициаторы переноса посчитали, что для пятиклашек это сильный стресс, да и в таком возрасте решение поступать в гимназию принимает не ребёнок, а его родители. Однако подобные аргументы не убеждают тех педагогов, которые непосредственно работают с детьми. По их мнению, вступительные испытания для поступления в гимназию должны быть в пятом классе. Ведь зачатки способностей к тому или иному виду деятельности, в том числе к учёбе, у детей видны уже в начальной школе. Только их целенаправленное и максимально ранее развитие может создать условия для того, чтобы к моменту перехода на третью ступень обучения была сформирована хорошая образовательная база для дальнейшего углубленного образования. Только таким способом можно надеяться на создание своеобразной школьной элиты. Исходя не из возможностей родительского кошелька или их социального статуса, а из способностей и стремлений самого школьника.
К тому же в настоящее время во всех школах с десятого класса введено профильное обучение, когда отдельные предметы изучаются на повышенном уровне. В этой связи проведение экзаменов в гимназию после девятого класса теряет всякий смысл.
Об учительской нагрузке
Уже не первый год ведутся разговоры о том, что учителя должны быть освобождены от различных дополнительных нагрузок и бумагооборота. От них требуется живая работа с детьми, воспитательные и просветительские мероприятия, а не ежедневные отчёты, справки и графики. Руководство профильного министерства уверяет, что учителей максимально освободили от несвойственных функций и дополнительной нагрузки, оставив только самое необходимое. Но учителя продолжают жаловаться на повышенную загруженность. На чьей стороне правда?
Как оказалось, ни чиновники, ни педагоги не кривят душой, давая ситуации кардинально противоположные оценки. Потому что, входя в состав органов местного самоуправления, отделы и управления образования наделены полномочиями для решения задач, которые необходимо выполнять на низовом уровне. Представителей образования привлекают, например, к подворным обходам и посещению неблагополучных семей. Но одно дело, считают педагоги, когда при этом изучаются условия проживания учеников, и совсем другое, когда учителей привлекают для осмотра печного отопления. Потому что практика сложилась таким образом, что сегодня школами командуют в том числе и различные министерства. Вроде МЧС, МВД, Минздрава и даже Минобороны. Их поручения тоже необходимо выполнять качественно и в срок. А это отнимает немало времени и сил, не говоря уже о том, что в результате запланированные педагогами воспитательные мероприятия остаются на бумаге.
Выход только один: закрепить в новом Кодексе положение, ограничивающее право руководителей местных органов власти, а также других министерств и ведомств перекладывать нагрузку на учреждения образования.
О дистанционном обучении
В новой редакции Кодекса планируется закрепить право на получение образования через дистанционную форму обучения. Но с оговоркой: не как обязательную, а возможную. Её применение будет регламентироваться отдельными документами Министерства образования с учётом
различных обстоятельств и исходя из складывающейся ситуации. Практика прошлого года показала, что планшет или компьютер ограничить исключительно образовательным контентом невозможно. Дети отвлекаются, а следить за ними постоянно даже в домашних условиях невозможно. Есть и другие нюансы, выявленные в ходе пандемии, в том числе технические возможности как отдельных семей, так и целых школ.
Именно поэтому учителя-практики убеждены: на уровне получения общего среднего образования дистанционное обучение не нужно. Хотя бы потому, что школьник, даже если это старшеклассник, физиологически и психологически не всегда готов самостоятельно обучаться. Не хватает мотивации, внимания, сосредоточенности и самоконтроля. Дистанционное обучение возможно, таким образом, лишь в исключительных случаях. Например, при длительном заболевании конкретного обучаемого.
В ходе дискуссии были обсуждены и некоторые другие проблемы, по многим из которых учителя Советского района высказали собственную точку зрения, порой идущую вразрез с тем видением ситуации, которое распространено в верхних эшелонах власти.